15.05.2017 5434

Еврейская иммиграция в Германию: получение визы, отъезд и первые дни на месте



Это пятая и заключительная статья из цикла об истории переезда Алены Штайнберг в Германию по еврейской линии.

1. Общая информация.
2. Экзамен Start Deutsch 1.
3. Подготовка документов.
4. Подача документов в посольство.
5. Получение визы, отъезд и первые дни на месте.



Прошел 1 год 2 месяца и 19 дней с начала всей истории...

И нам позвонили из посольства, сказали, что можем забирать ответ. 
«Положительный?!» «Да!» Дальше очень трудно сохранять самообладание, но слушать все-таки стоит, потому что за ответом можно приехать только в определённое время, которое мы, естественно, прослушали…

 

Этап №1. Ответ и сбор документов на визу

После звонка из посольства BESCHEID можно забрать с понедельника по четверг с 13:30 до 14:30. В это время нужно подъехать в посольство (в Москве окна В и С, те, что отдельно, с обратной стороны красного здания).

Вам выдадут:
  • BESCHEID
  • Перечень документов, необходимых для подачи на визу
  • Бланк Имущественной декларации
Помните! BESCHEID действует 1 год. Если за этот год не подать документы на визу, то Вы лишаетесь права на въезд и не имеете права на повторную подачу заявления.


Документы на визу:
  1. Решение BAMF (BESCHEID) оригинал.
    Уже есть у нас на руках. Просто кладем в папку.

  2. Действительный загранпаспорт (всех членов семьи, которые иммигрируют).
    Паспорта на всех членов семьи (даже на детей) должны быть нового образца. Лучше сделать заранее, т.к. срок изготовления паспортов примерно один месяц. Делается в МФЦ, часы работы УФМС. Стоимость: до 14 лет – 1500 руб., после 14 лет – 3500 руб.

  3. Внутренний паспорт гражданина РФ со штампом «снят с регистрационного учета» (для лиц старше 14 лет).
    Делается в МФЦ своего района с 8:00 до 20:00. Срок изготовления 4-6 рабочих дней. Стоимость – бесплатно.

    Нужно обратится в Паспортный стол МФЦ с паспортом (свидетельством о рождении и приложением о прописке для детей) и там на месте написать заявление о просьбе снять Вас с регистрационного учета по месту жительства.

    ВНИМАНИЕ! Стандартная форма не подходит, т.к. содержит пункт: «По новому месту жительства…». Как мы понимаем, указать свое новое место жительства мы не можем, поэтому пишем в свободной форме:
    ДЛЯ ВЗРОСЛОГО БЕЗ ДЕТЕЙ: «Прошу снять меня ФИО с регистрационного учета по адресу … в связи с иммиграцией на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия».
    ДЛЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ: «Прошу снять меня ФИО и моего ребенка (моих детей) ФИО ребенка (детей) с регистрационного учета по адресу … в связи с иммиграцией на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия».
    Заявление подается одним из родителей, другой на этом же заявлении дает согласие на выписку ребенка. (т.е. если вам нужно выписать из квартиры несовершеннолетнего приходите вдвоем или с нотариально заверенной доверенностью от супруга (супруги).

    Далее Вам сообщают о готовности документов, Вы подъезжаете в МФЦ и получаете свой паспорт со штампом «снят с регистрационного учета» и листок убытия. Все совершеннолетние забирают свои документы лично или по нотариальной доверенности.

  4. Копии всех страниц с личными данными из своего российского паспорта (для лиц старше 14 лет).
    Делайте в последнюю очередь, когда получите штамп о снятии с регистрационного учета.

  5. Адресный листок убытия и его копия (на всех членов семьи, которые иммигрируют).
    Получаете в МФЦ вместе с паспортом. См. пункт 3.

  6. 2 актуальные фотографии паспортного формата НЕ на синем фоне (всех членов семьи, которые иммигрируют).
    Берите остатки этих фотографий с собой, в Германии они точно понадобятся.

  7. Имущественная декларация на русском языке, заполненная на каждого совершеннолетнего члена семьи и ее копия (в случае, если заявитель не располагает какой-либо собственностью, он должен предоставить соответствующую справку: справка из БТИ или РОСРЕЕСТРА подойдет).
    Имущественную декларацию Вам дадут в посольстве в напечатанном виде, ее нужно заполнить от руки на каждого совершеннолетнего члена семьи. Она содержит вопросы о регулярном доходе, недвижимости и земельных участках в собственности, а также о сбережениях. Внимательно читайте на декларации, какие документы нужно приложить и сколько экземпляров декларации нужно подать. Справку Вы в любом случае будете заказывать (пункт 9), ее вполне достаточно.

  8. Справка из Пенсионного фонда о размере пенсии и ее копия (если Вы получаете пенсию!)
    Ничего не могу сказать, ни одного пенсионера с собой не брали.

  9. Справка из БТИ или РОСРЕЕСТРА о наличии или отсутствии собственности (недвижимости) и ее копия (для каждого совершеннолетнего члена семьи). Справка должна содержать информацию о собственности (недвижимости) на территории всей России, а не только по региону проживания.

    Делается в МФЦ своего района с 8:00 до 20:00. Срок изготовления 10 дней. Стоимость – 1500 руб. (по территории всей России). Нужно забрать лично после звонка о готовности.

  10. Свидетельства о рождении детей и приложения о прописке со штампом «снят с регистрационного учета», их копии (если у Вас есть дети).
    См. пункт 3.

При выезде несовершеннолетних детей, родители которых разведены, необходимо предоставить действительное, нотариально заверенное заявление о согласии невыезжающего родителя и копию его общегражданского паспорта.


Этап №2. Подача документов на визу

Итак, документы мы с Вами собрали, теперь едем в посольство. Подача заявлений на выдачу визы проходит (без предварительной записи по телефону) по вторникам и четвергам в 12 часов в здании визового центра. В Москве только один сотрудник занимается выдачей виз по еврейской иммиграции, может сидеть в любом окне (1-4), так что спрашивайте на месте. Вы отдаете все документы, пишете согласие на однократное использование получаемой визы для въезда в Германию и проходите процедуру снятия отпечатков пальцев (только лица старше 12 лет).

Рассматриваются документы в течение двух недель. Выдача паспортов с визой происходит после звонка сотрудника о готовности документов также по вторникам и четвергам в 12 часов. Забрать может любой из совершеннолетних заявителей.


Этап №3. Организация переезда со стороны Германии

Этот этап мы пропустили, т.к. ехали к своим друзьям в определенный город, в определенный дом и они занимались договоренностями с нашим контактным лицом и трансфером от аэропорта. Поэтому опишу процесс в теории, НО, прожив в Баварии уже 6 месяцев и собрав достаточно "косяков" возьму на себя смелость дать несколько советов.

В Вашем ответе (BESCHEID) есть приложение с общей информацией для иммигранта и контактными данными принимающей стороны (чаще всего с переводом на русский язык). Читайте очень внимательно!

Для Баварии общая информация следующая, цитирую:

"Пожалуйста, сообщите за восемь недель до отъезда при помощи прилагаемого формуляра (Anmeldung zur Einreise und Unterbringung) количество выезжающих лиц и конкретную дату прибытия. К тому же желательно указать родственников, знакомых на будущем месте проживания или вообще в Баварии. Если у Вас нет возможности самостоятельно найти жилье, Вам предоставится возможность временного проживания в одном из государственных общежитий, согласно прилагаемого списка "Übersicht Übergangswohnheim". В этом случае Вы будете распределены по возможности в выбранное Вами общежитие.

Въезд в Германию Вы должны организовать сами. Помощь в аэропорту, на вокзале или на месте прибытия не предусматривается. Также не будут возмещены расходы на дорогу. Если Вы решили проживать в общежитии, Вас примут в названный Вами день на месте."

Итак, Вы можете поселиться где захотите:
  • у друзей, родственников (если такие есть и согласны вас приютить)
  • в арендованном, приобретенном жилье
  • в Хайме (Heim), например, в Баварии их шесть, по одному в городах: 
München, Bayreuth, Schweinfurt, Straubing, Nürberg, Augsburg.

Для тех, у кого нет ни друзей, ни финансовых возможностей — Вам придется поехать в Хайм. Место не из самых приятных. Те, что я видела, похожи на старые общежития. И т.к. все потоки иммигрантов сходятся в этих шести местах, Вашими соседями на сто процентов и в большом количестве станут беженцы из зон военных действий.

Так, без паники!

Все Хаймы стоят в районах, где все кишит иммигрантами и беженцами, поэтому все организации, которые вам необходимо посетить для регистрации работают быстро и по накатанной системе. Поэтому ждать придется месяц - два. А это очень недолго, поверьте!

А дальше поиск своего отдельного жилья, которое оплачивать будет (для тех, кто едет с социальной поддержкой) центр занятости.

Важно! Маленький город спутник (8000-10000 человек) – кладезь возможностей для начинающего немца: доступное жилье и отсутствие конкуренции (можно быстрее съехать из Хайма и в большее жилье за меньшие деньги), свободный доступ в школу и детский сад (минимум иммигрантов в классе), более дешевые товары, простота нравов (тут я говорю про Баварию) и др. Существенным минусом в проживании в маленьком городе является острая необходимость в машине. Но машина здесь – это первая необходимость, в любом регионе, так что задумайтесь о деньгах на ее покупку до переезда!

При возможности: в России учите немецкий язык! Помните, с Вами ВСЕ будут говорить на беглом немецком и предлагать подписать многостраничные договоры (аренда квартиры, поставка электричества, вывоз мусора, поступление в сад и школу, на продленку…) А обещанные бесплатные Курсы можно ждать до нескольких лет. Мы ждем уже полгода, т.к. приоритет у беженцев, их учат в первую очередь.


Этап №4. Сборы в дорогу и билеты

Для нас было важно уехать в кратчайшие сроки, а так как ни квартир, ни машин у нас нет, на сборы нам хватило двух недель, в течение которых готовилась виза.

Начали мы с покупки билетов. Изучение цен и условий перелета показали преимущества компании S7 и тарифа «гибкий эконом» (23 кг – багаж, 10 кг – ручная кладь, место, возврат 1000 руб., замена на подобный тариф – бесплатно). Итого: 36.000 руб. (два взрослых и два детских) + перевозка собаки в багажном отсеке (11 кг) — 3600 руб.

Трансфером занимались наши друзья, поэтому дать дельный совет, как добраться до нужной точки без машины не могу. Скажу только, что машину можно взять в аренду или использовать для проезда поезда и автобусы (но помните, что покупая билет на поздний рейс, вы рискуете не успеть на последний поезд или автобус).

Вещи:
С вещами все просто, все зависит от Ваших финансовых возможностей.

Если едете в Хайм и везете с собой одну зарплату, то стоит задуматься о полотенцах, постельном белье на первое время, походной посуде (типа пластиковая из Икеа), о кастрюле и сковородке (их тоже стоит взять), лекарствах (от простуды, от насморка и кашля, противовирусные, желудочные, глазные капли – здесь дорого и не сразу понятно, что стоит покупать, а что нет).

Из одежды берите в первую очередь то, в чем удобно и приятно ходить, затем пару вещей на выход.

Заранее накачайте из интернета нужных программ, фильмов, мультиков, учебников и книг, тут с этим строго, может нагрянуть полиция и обвинить Вас в нарушении авторского права.

Дешевая техника - миф, так что берите с собой компьютеры, телефоны, планшеты, электронные книги и плееры. Если у вас есть маленькие дети, стоит взять пару детских книжек на русском.

Также обязательно возьмите русские учебники по немецкой грамматике, нам очень пригодились. И КАНЦТОВАРЫ, красивых тетрадочек не найти (ну по крайней мере в нашей глуши).

Счастливого пути и до встречи уже здесь!


Алена Штайнберг,
специально для Deutsch-online