08.11.2015 12551

Lerntagebuch: учебный дневник



Продолжаю получать вопросы об экстремальном изучении немецкого — и отвечать на них. Про карточки уже рассказывала, а сегодня речь пойдёт об учебном дневнике — о нём тоже часто спрашивают. Сразу предупрежу, что метод это довольно специфический и подойдёт не всем, но если он вам понравится, то принесёт немало пользы.


Название метода вполне раскрывает его суть — это регулярные записи, которые так или иначе отражают ваш учебный процесс. Дневник широко используется не только для изучения языка, а как часть практически любого обучения, с преподавателями или самостоятельно. Широко — значит, что способов его ведения великое множество, и какой из них выбрать — вопрос цели и предпочтений. Так, некоторые учебники предлагают в конце каждого дня (или урока) заполнять таблицу, отвечая на вопросы “Что я сегодня выучил?”, “Что необходимо повторить?” “С чем возникли трудности?” и подобные. 

Что вы думаете о таком подходе? Очень увлекательно, не правда ли?

Чего уж там, скучнее не придумаешь. Ведь бюрократии в нашей жизни и так достаточно, поэтому заполнение очередного протокола не очень-то вдохновляет. Такой отчёт тоже может быть полезным, но вряд ли заслуживает подробного разбора.

Но есть и другой способ. Ведь дневник — это заметки о чём угодно (в рамках выбранной темы). Если что-то показалось важным, интересным, вызвало вопросы или сомнения (или ужас, это тоже бывает), значит, это стоит записать. Новая грамматическая конструкция с удачными примерами, новое ооочень длинное слово, стихи для запоминания неправильных глаголов, текст песни Rammstein, который вы вдруг начали понимать (а поняв, решили больше никогда не слушать), забавные фразы преподавателя и многое другое.

При всём разнообразии подходов, учебный дневник - это:
  • не словарь (для слов лучше подойдут карточки или специальные программы)
  • не тетрадь для грамматики  (приобретите грамматические таблицы или удобный справочник)
  • не тетрадь для письменных упражнений (хотя она тоже должна у вас быть).

Как вести такой дневник? Очень просто: перед началом занятия (в классе или дома, когда выполняете домашнее задание), откройте его, поставьте дату и по ходу урока делайте заметки. Тут нет каких-то строгих рекомендаций — пишите, как вам удобно. Используйте цветные чернила, маркеры, наклейки, рисуйте картинки к словам. Можете для каждой записи выделять не страницу, а разворот, и на одной стороне записывать выученное, а на другой — вопросы к преподавателю или то, что вы не очень хорошо поняли, чтобы потом разобраться. Выделите также страницу (или несколько), на которой будете записывать идеи, касающиеся изучения языка: литературу, фильмы, которые хотели бы посмотреть, информацию, которую нужно найти, и прочее. 

Вот для примера две страницы из моего дневника (воссозданные по памяти, ибо оригинал давно покоится в семейных архивах):




Внимание: это всего лишь пример, а не образец. Например, я до среднего уровня карточками не пользовалась, а слова иногда зарисовывала такими блоками. Вы можете писать более упорядоченно (или ещё более хаотично), но есть один очень важный момент, одно-единственное строгое правило: учебный дневник ведётся ТОЛЬКО на том языке, который вы изучаете.

В нём не должно быть ни единого слова перевода. Даже если ваш словарный запас пока ограничен, пишите простыми предложениями. Не переписывайте из книги длинные тексты и, тем более, не используйте распечатку. Если вам не хватает слов, рисуйте или приклеивайте картинки. 

Каждая запись в дневнике — это сжатое, тезисное изложение одного занятия. Принцип “чем больше, тем лучше” здесь не работает, ибо краткость таланту если и не сестра, то близкая родственница. Обычно нескольких предложений с примерами или одной схемы вполне хватает. 

Если вам попалось то, что стоит записать, записывайте немедленно, не откладывая на потом. Очень многое забывается, если сразу его не зафиксировать, особенно если информации много и она новая. Так что не ленитесь. 

Пара технических замечаний. Несмотря на огромную пользу всяческих девайсов, я рекомендую вести обычный, бумажный дневник. Во-первых, письмо от руки стимулирует память и внимание (всё-таки автокорректор делает нас ленивыми :) Во-вторых, страницы служат чем-то вроде якоря при построении ассоциаций — перечитав их, вы вспомните не только содержание урока, но и те моменты, когда вы делали записи, и, значит, куда более эффективно воссоздадите в памяти всё занятие. В-третьих (плюс к мотивации), собственноручно исписанная толстая тетрадь выглядит солидно и даёт ощущение проделанной работы, чего не скажешь о заметках в смартфоне. Также вас не отвлекают социальные сети и необходимость немедленно поискать что-то в гугле, а ещё — когда-нибудь дневник станет для вас приятным сувениром, сохранив память о времени вашей учёбы. Согласитесь, это тоже интересно.

Тетрадь для дневника выбирайте в твёрдой обложке (так удобнее писать не только за столом: мало ли, когда выпадет время позаниматься), с хорошо прошитыми корешком или пружиной. Всё остальное — на ваше усмотрение.

Предупреждение для перфекционистов: не старайтесь всё сделать безупречно. Ваш дневник не возьмут на выставку и вообще никто не будет читать его, кроме вас. Пишите, как получится (главное, так, чтобы вы сами могли это прочитать). Исправляйте, зачёркивайте. Добавляйте смайлы, рамочки, выделяйте цветом — но не проводите часы за заполнением тетради. Это всего лишь инструмент, который должен помогать, а не отнимать время. 

Повторюсь: я рекомендую пользоваться бумажной тетрадью, но не настаиваю на этом. Планшеты и хорошие текстовые редакторы имеют свои плюсы (особенно если с вашим почерком только рецепты выписывать). Тут главное, чтобы метод работал, а не добавлял препятствий.

Время от времени перечитывайте записи в дневнике, чтобы вспомнить пройденное. Обязательно пролистайте дневник перед последним занятием на курсе, чтобы проверить, всё ли вы хорошо усвоили или остались какие-то вопросы, а также перед экзаменом, собеседованием и другими ответственными тестами на знание языка. Вы удивитесь, как много, оказывается, могут вместить в себя несколько предложений и пара картинок на тетрадной странице. При повторении дневник может оказаться даже эффективнее учебника, потому что, по сути, это тоже учебник, но только уже ваш, личный, составленный именно так, как вам удобно.

В общем, попробуйте. Начав, ведите дневник хотя бы несколько недель, чтобы найти наилучший для себя формат заметок и оценить их эффективность. Если метод вам не подойдет, вы ничего не потеряете, но, возможно, он станет одним из ваших любимых. А значит - ещё одним надёжным помощником.
 
Ольга Чумакова, для Deutsch-Online






Другие статьи категории «Изучение немецкого языка»: