21.02.2017 25399

Артикли: как их запомнить



Не успеешь начать учить немецкий, как на тебя сваливаются артикли и род существительных. Девочка среднего рода, яблоко — мужского, зато род холодильника совпадает с русским, и на том спасибо.

Если самый популярный вопрос моих учеников про английский звучит как «Зачем столько времён и нельзя ли разговаривать тремя?», то про немецкие артикли рано или поздно с надежной спрашивают, нет ли тут случайно какого-нибудь правила, чтобы ВСЁ ЭТО не учить? И у меня для вас две новости.

Плохая новость

Нет, не учить нельзя. Да, нужно запоминать слова сразу с артиклями, чтобы не звучать как «мой красивый кошка съел мою зеленую тапка».

Немецкий обладает свойством, от которого многие падают духом и вообще всё забрасывают — с ним тяжело получить быстрый результат, поскольку в самом начале он обрушивается на тебя всей своей знаменитой грамматикой. Зато, если построить прочный фундамент на начальном этапе, язык отвечает благодарностью: когда в голове структурированы все окончания глаголов и нет путаницы с падежами, учить немецкий в качестве «продолжающего» — сплошное удовольствие. Сравнимо с тем чувством, когда в школе долго разбираешься с очередной темой по математике, она кажется неподъемной, уже порываешься бросить, но вдруг у тебя начинает получаться, а задания превращаются в то самое «щёлканье орешков». И теперь остаётся только искать задания посложнее и повычурнее, чтобы решать в своё удовольствие.

Вообще, немецкий больше всего напоминает мне математику или программирование. Английский — совсем другой, у меня с ним всегда была ассоциация — сёрфинг.

Хорошая новость

Есть целый веер методических лайфхаков и прочих лингвистических Tipps und Tricks, с помощью которых можно облегчить себе жизнь. Например…

Запастись маркерами

Я сама — визуал и большой любитель канцелярии, так что в любой непонятной ситуации рисую схемы и выделяю информацию разными цветами. Так и с артиклями. Я встречала советы завести три тетради для существительных разного рода — на мой взгляд, это уже перебор, к тому же, к спискам я отношусь скептически. А вот идея выделять существительные разными цветами в зависимости от рода — это отлично.

Мозг всё равно устроен так, что старается облегчить себе работу и не запоминать то, что ему кажется лишней информацией. Если про «die Katze» и без артикля понятно, что это «кошка», то запоминать род он особенно не стремится. Пока не натолкнётся на die Band/der Band/das Band. Можно либо каждый раз напоминать себе сфокусироваться на том самом «die», либо применить Хитрый План: завести четыре маркера-выделителя.

Например, женский род отмечать красным, мужской — синим, средний — зеленым, а для множественного числа оставить жёлтый. Когда мозг опять не вспомнит артикль (всё равно они все маленькие и на «d»!), удастся вспомнить, что «Tisch» был синего цвета — значит, «der».



Сейчас издательства уже вовсю используют тот же принцип в новых учебниках, причём не только в детских, но и во взрослых курсах — очень хорошо работает. Каждый раз жалею, что в школе ещё не знала, что так можно.



Рисовать картинки

Способ не на каждый день, но позволяет запомнить практически навсегда любой набор слов, даже не очень связанных между собой — объединить их в одну картинку. Вообще, таким методом я учила фонетические исключения: в жизни студента-лингвиста есть списки слов, где звук читается не по правилам (долгий вместо краткого гласного, например), и их нужно как-то выучить. Я рисовала картинки и придумывала сумасшедшие истории.

Этот же способ можно использовать и с существительными, которые никак не запоминаются. Причем особенных художественных способностей не потребуется, главное — сгруппировать всё по роду. Ну и чтобы вы сами понимали, что на картинке. Специально нарисовала такую , после которой, как мне кажется, никого не должны мучить мысли в духе «не умею рисовать». Посмотрите на огурец! Ощущение, что у него трёхдневная щетина.



Zusammensetzungen

Хочется спросить: «И так всю жизнь?». Выделять, учить, подчёркивать? На самом деле нет, вся основная работа осуществляется на начальном этапе, когда расширяется базовый словарный запас. «Der Tisch», «die Lampe», «das Auto» — то, что надо преодолеть. Зато потом одна особенность языка, которая приводит в ужас в самом начале, начинает работать в вашу пользу. Это те самые слова по 20 букв из нескольких корней — Zusammensetzungen, сложные существительные.

Если вы знаете, что «Stelle» — это именно «die Stelle», то вы также знаете род у «Haltestelle», «Tankstelle» и даже «Familienberatungsstelle«, потому что он всегда зависит от последнего корня.



И всё-таки правила

Конечно, идеально работающих правил для определения рода не существует, но есть некоторые ориентиры. Полностью эту систему изучают на профильных факультетах, и я не уверена, что человеку, который хочет просто хорошо знать немецкий язык, нужно учить всё (например, что большинство названий цветов женского рода, но der Lavendel, der Löwenzahn, der Mohn и ещё целый ряд — исключения). Но некоторые знания могут существенно сэкономить время.

Все эти правила можно условно разделить на три группы:

  • по значению (цветы — женского рода, природные явления — мужского);
  • по форме слова (суффиксы и прочее словообразование);
  • по фонетической структуре (тут скорее заметка на полях).


Значение — звери, горы, профессии

В лингвистике это называется семантическим принципом. Многие существительные можно объединять в категории по смыслу. Например, Эльбрус, Гималаи и Монблан — всё это горы. Поскольку гора в немецком мужского рода (der Berg), то и большинство гор тоже приобретают артикль der, если это, конечно, не die Zugspitze (потому что die Spitze) или das Erzgebirge (поскольку das Gebirge).

Таким же образом большинство алкогольных напитков используются с артиклем «der» (но не «das Bier»!), многие цветы, овощи и фрукты относятся к женскому роду, а металлы, буквы или детёныши животных попадают в средний. Таких правил достаточно много: например, в грамматике, которая оказалась у меня под рукой, только для мужского рода целых 18 пунктов. И из большинства есть исключения.

Тут, во-первых, нужно фильтровать информацию: названия судов вам на начальном этапе вряд ли пригодятся, а вот знание, что все дни недели мужского рода — очень даже. Во-вторых, самое время рисовать обобщающие картинки. Вот, например, кое-что про «der»:



Попробуйте взять справочник по грамматике и объединить в одном сюжете как можно больше пунктов.

Всё про формы слова

На род влияет не только значение слова, но и то, как и от чего оно образовано. Кое-где это не так просто вычислить, особенно если вы пока в начале пути. Иногда и в школе корень слова или суффиксы было не так просто найти, несмотря на то, что ты носитель, не то, что в новом языке. Но некоторые правила просто спасают. Например, суффиксы -ung, -heit или -keit для женского рода или -chen и -lein для среднего. И заодно наконец-то понятно, почему девочка — das Mädchen. Не от природного коварства немцев, а потому что такое словообразование.

Вот как раз картинка про неё, суффикс -chen и некоторые другие признаки среднего рода:



К сожалению, если я приведу здесь все правила из этой и предыдущей категории, пост будет такой длины, что начнет прокручиваться не только до пола, но и к соседям. Но они есть в любом классическом справочнике по грамматике (у меня два любимых русскоязычных автора — Нарустранг и Тагиль).

Фонетический бонус

Ещё есть попытки определять род существительного по фонетике, но даже сами лингвисты называют это скорее тенденцией, чем каким-то устойчивым правилом (пусть и с исключениями).+

Например, односложные существительные, у которых в начале и конце слова есть сразу несколько согласных, часто относятся к мужскому роду: например, der Knopf или der Strumpf. Но при этом die Schrift и die Wurst.

А вот односложные существительные, оканчивающиеся на -ft и -cht, наоборот, обычно относятся к женскому: die Frucht, die Kraft (но der Hecht).

Можно воспользоваться, если совсем не получается вспомнить артикль, и с высокой вероятностью угадать. Или просто блеснуть редкими знаниями при случае.







Другие статьи категории «Изучение немецкого языка»: