02.12.2016 20259

Воспитание в Германии: демократичность и мягкость



воспитание детей в германии

Когда, поселившись в Берлине, записавшись в школу и детский сад, мы решили отдать детей в бассейн, предприятие это вызвало поначалу много сомнений. Дети не умели плавать, боялись воды и страшились тренера — ведь они не говорили по-немецки. Я говорила по-немецки плохо, но прятала свои сомнения и убеждала попробовать — нам это было необходимо для улучшения здоровья.

Первое же занятие в детской школе плавания сделало детей поклонниками бассейна. Родителям можно было присутствовать на занятиях, поэтому я сама смогла оценить весь процесс.

Я хотела бы поподробнее рассказать об этих занятиях, потому что они могут показать вообще отношение немецких воспитателей к детям.



В немецких бассейнах не требуют справок. Это упрощает приход сюда. Дети вместе с родителями подошли к воде. Родители сели на скамейки, а детям привязали к спине пенопластовые «рюкзачки», а на каждую руку надели по два кольца. Теперь детей (их было около десяти) завели в воду. Вместе с ними спустились два тренера (молодые веселые парни). Они показали движения и сказали несколько слов: двигать руками вот так (“nach vorne, zur Seite”), двигать ногами по-лягушачьи (“Froschbeine”). Дети поплыли — и, конечно, со страховкой им это было сделать легко. Поплыли и мои, радостно улыбаясь.

Первое занятие прошло в таком простом плавании (приятном и нестрашном для ребенка). Тренеры, стоя в воде, посматривали на проплывающих мимо «лягушат» и то и дело повторяли свои волшебные слова: “nach vorne, zur Seite” и “Froschbeine“. Периодически были слова и другие: “Super!” или “Prima!” — это очень воодушевляло детей. Под конец занятия все скатывались с горки в воду. Внизу каждого ловил тренер и спрашивал: “Fliegen oder nicht fliegen?“. Если ребенок отвечал «нет», его отпускали, если отвечал «да», тренер поднимал его над водой и забрасывал далеко вперед.



Мои дети с удовольствием стали ходить в бассейн. Они плавали и плавали, скатывались с горки, «летали», позже стали учиться нырять за резиновой черепашкой и прыгать с бортика. Очень постепенно с детей снимали их плавательное снаряжение. Очень терпеливо ждали, когда ребенок решиться нырнуть за черепашкой. И опять только “Super!” или “Prima!”, и никакого принуждения или насмешки (эта немецкая похвала поначалу звучала нарочито — не привыкли мы так часто хвалить своих детей; потом ее частота сделалась привычной). Через полгода мои дети плавали и без боязни ныряли.

Бассейн, казалось бы, — частный случай. Может нам так повезло именно с этим бассейном? Но то же я видела в садике и в школе, на многочисленных занятиях, которые мы посещали — мягкость и «ненасилие», похвала и свобода выбрать занятие.

Позже я заметила другое в городе: немцы практически никогда не кричат на своих детей. Не кричат и злобно им не выговаривают за плохое поведение. И, увы, если на ребенка кричали, это чаще всего оказывались русские или мигранты из восточных стран.



Я этого не замечала до отъезда сюда. В России у меня было много знакомых мам. Они любили своих детей, занимались с ними, но теперь, сравнивая немецких и русских родителей, я вижу большую разницу: мы кричим, ворчим, раздражаемся, торопимся и торопим. Немецкая мама терпеливо и тихо что-нибудь объясняет.

Я не хочу идеализировать немецких родителей и воспитателей, но мне хотелось бы отметить одну черту немецкого детского учебного заведения: там чувствуешь себя комфортно. Доброжелательное, мягкое, спокойное отношение.

Возможно, это нам так повезло со школой и садиком, а также с кружками? Я поговорила с воспитательницей нашего детского сада. «Да, - сказала она. - Здесь действительно более мягкое отношение к детям. Так было не всегда. До шестидесятых годов здесь была такая же строгая школа как в Советском Союзе. Дисциплина, требования, порядок. В шестидесятых годах была проведена реформа образования, и с тех пор школа и детский сад стали меняться. Появилось больше свободы».

Про реформу я решила почитать подробнее, и вот что выяснила.
 

Время Вильгельма II, последнего германского императора

Чтобы оценить то, какие изменения произошли в результате реформы 60-х годов, посмотрим, в каком состоянии находилось воспитание детей до этого. Во времена Вильгельма II (1888-1918), последнего германского императора, в отношении детей придерживались принципа: "Wer sein Kind liebt, der züchtigt es!" («Кто любит своего ребенка, тот его наказывает»).

Дети и женщины считались собственностью мужчины. Детьми занимались женщины, и часто воспитанием это можно было назвать условно: главное, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен. В школах от детей требовались послушание, порядок и дисциплина. Палка была обычным инструментом учителя. Авторитет старших был непререкаем. Человек должен был признавать власть и бояться Бога. Генрих Манн хорошо описал это в романе «Верноподданный» (Der Untertan, 1914).
 

Педагогические инициативы 1900-1930

В начале двадцатого века стали появляться отдельные педагоги, которые понимали, что выросшие под палкой дети становятся агрессивными или забитыми. Эти новые учителя пытались по-другому работать с детьми, доверяя естественным силам ребенка и пытаясь развить в нем самостоятельность, творческое мышление, навыки практической деятельности, свободу в высказываниях.

Такие люди появлялись в разных странах. Вспоминались идеи француза Руссо (1712-1778) и швейцарца Песталоцци (1746-1827) о естественном воспитании. В Италии с 1907 работала с детьми Мария Монтессори. В 1921 году в Англии Александром Сазерлендом Ниллом была открыта школа-интернат „Summerhill“ (она успешно существует до сих пор!). Нилл был выразителем новых педагогических идей того времени. Он считал, что главным в воспитании должно быть счастье ребенка и говорил: «Я вижу свою первейшую задачу не в изменении общества, а в том, чтобы по крайней мере нескольких детей сделать счастливыми». Под счастьем Нилл понимал хорошее самочувствие, полноту сил, уравновешенность, к которым ребенок приходит через поиск интересных ему занятий, выбирая их самостоятельно. Воспитание не должно быть прямым, направляющим, воспитатель должен помочь ребенку реализовать свои внутренние способности.

Все эти новые педагогические веяния затронули в том числе и Германию, хотя там они и не вылились в какое-то мощное педагогическое движение или реформу. Национал-социалисты, пришедшие к власти в 1933 году, скоро взяли воспитание под свой контроль. Послушание, дисциплина, отсутствие собственного мнения снова вышли на первый план.

После Второй мировой войны нужно было думать о принципах нового воспитания.
 

Реформы шестидесятых годов

В шестидесятых годах в ФРГ начали говорить о кризисе образования. Он выражался в том, что очень маленький процент выпускников школ продолжал обучение в высших учебных заведениях. Классы были переполнены, не хватало учителей. Проблемы с получением образования были у женщин, если они решали завести детей. Спутник, запущенный Советским Союзом, стал поводом для того, чтобы задуматься о естественно-научном образовании в Германии: отстаем? Серия статей гейдельбергского профессора Георга Пихта (Georg Picht) „Die deutsche Bildungskatastrophe“ (1964) вызвала жаркие дискуссии.

В шестидесятые годы прошла волна студенческих выступлений. Требования студентов касались не только образования. Студенты выступали за преобразования в вузах, смягчение авторитарных методов преподавания и большую свободу. 

В обществе появилась надежда на «подъем через образование». Все это привело к тому, что в 1960-х годах в ФРГ осуществили реформу образования. Школы и университеты были подвергнуты проверке. Студентам оказывалась поддержка, так что для большего количества школьников стало возможным учиться в гимназии или вузе. В старших классах гимназий была введена курсовая системы — так школьникам было проще переходить к высшему образованию. Было реформировано школьное и профессиональное образование. Улучшено женское образование. Чтобы женщине не нужно было выбирать между материнством и работой, было предложено продолжение обучения после материнства.

Студенческими движениями была введена в том числе другая форма организации детских садов. В крупных городах появился так называемый Kinderladen (от слов Kinder — дети, Laden — магазин; дело в том, что эти детские сады часто устраивались в помещениях бывших магазинчиков). Kinderladen организовывался группой родителей. Туда приходило 10-15 детей, которые воспитывались более свободно, чем в государственных и церковных детских садах. Внимание уделялось развитию ребенка, свободному выбору занятий. Первый садик был создан во Франкфурте в 1967. Создавались альтернативные школы, придерживающиеся идей антиавторитарного воспитания (Glocksee-Schule в Ганновере (1972), Freie Schule во Франкфурте (1975)). С свободных школах и детских садах дети учились быть самостоятельными и иметь свое мнение. Антиавторитарное воспитание вводилось не теоретиками, а проверялось на практике созданием новых детских заведений.
 

Социалистическая реформа образования в ГДР

Система образования в ГДР изменялась два раза — после ее образования в 1945 году и в 1965 году, когда была проведена реформа. Эта реформа была во многом иная, чем в ФРГ. Был принят закон о единой социалистической системе образования. Некоторые школьные предметы были отменены (древние языки, религиозные уроки), а вместо этого введены новые (русский язык как предпочитаемый иностранный, технические дисциплины, военное дело). Образование стало более доступным для широких слоев населения, улучшилось женское образование. Больше женщин стало работать.

Антиавторитарное движение в ГДР основывалось на взглядах, что счастье детей возможно только в революционно преобразованном обществе. Представители этого движения считали своим примером австрийца Зигфрида Бернфельда (1892-1953), основавшего в 1919 году детский дом для еврейских детей-сирот из Польши. Его педагогическая система была изложена в труде „Sisyphos oder die Grenzen der Erziehung“ (Вена, 1925) и снова стала популярна среди левых в 1960-е гг. Несмотря на многие положительные нововведения, позже в ГДР начала преобладать все же авторитарная система образования.
 

Сегодня

После проведения в ФРГ реформ в 1960-х гг. в обществе постепенно формировался новый взгляд на воспитание детей. Сейчас большинство родителей в Германии уверено, что детей нужно воспитывать демократическими методами, видеть в ребенке личность, учить детей быть самостоятельными.



С 2000 г. в объединенной Германии законом запрещено бить детей.
 

Что такое «антиавторитарное воспитание»

Термин «антиавторитарное воспитание» сегодня заменен другими словами — «демократическое воспитание», «либеральное воспитание» (первый вариант кажется мне более удачным). Общение с ребенком строится на уважении и доверии. Воспитатель не навязывает свою точку зрения, а учит самого ребенка разбираться в ситуации и принимать решения. Детям постоянно предлагается разнообразная практическая деятельность, в которой ребенок учится быть самостоятельным. Большое внимание уделяется умению общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Согласно данным статистики, люди, воспитывающиеся демократическими методами, становились более успешными и независимыми. Те, кто получили авторитарное воспитание, часто делались зависимыми и скованными в своих действиях.

Критика демократического стиля воспитания основывается на том, что воспитатель якобы идет на поводу у ребенка, потакает его желаниям или его лени.

Неверное понимание демократического воспитания действительно приводит к тому, что воспитатель позволяет ребенку все, в результате вырастает эгоист, не замечающий других людей. Современные педагоги указывают на то, что дети обязательно должны знать свои границы (что можно делать и что нельзя) и уметь подчиняться разумным требованиям. Демократический стиль воспитания требует от родителей и воспитателей постоянного творчества. Воспитатель действует в соответствии с ситуацией: в некоторых случаях с ребенком нужно что-то обсудить, в других необходимо предъявить строгое требование (когда дело идет о безопасности или вреде для других людей).



Школы, детские заведения, спортивные общества, молодежные проекты в Германии сегодня в основном основываются на демократическом воспитании. Повсеместно проводятся лекции и беседы для родителей и воспитателей о методах воспитания. Конечно, и сейчас существуют школы, где обстановка не так благополучна, или отдельные воспитатели, заменяющие демократический стиль воспитания авторитарными методами или чрезмерным попустительством, но в целом у меня сложилось очень благоприятное впечатление об обстановке в детских воспитательных организациях Германии.

Сейчас в России сложилось очень противоречивое отношение к Западу и его ценностям. Слова «демократический», «либеральный» часто приобретают плохой оттенок. Мне хотелось бы все же обратить внимание на то ценное, что действительно есть в Германии (вижу это просто по своим детям) и брать из этого что-то для нашей, российской, образовательной системы.
 
Дарья Велижанина, Deutsch Online






Другие статьи категории «О Германии и немцах»: