14.12.2014 18818

Детские сады в Германии


Детские сады в Германии — очень обширная и интересная тема. Я не буду описывать преимущества и недостатки всех немецких садиков, а расскажу про один конкретный, куда ходит моя дочь.

Впервые мы пошли записываться в садик, когда Алисе исполнилось полгода. За пару дней мы прошли несколько собеседований, и везде нас ждал один ответ — мест пока нет. А мы никуда и не торопились. Главное, что наш ребенок уже есть в списках, то есть через годик-полтора место для него уже должно быть.  В общем, нам оставалось только ждать. 

Но вот однажды, сидя с подругой за чашкой чая, я узнаю, что совсем недалеко от нашего дома есть замечательный садик. Ну, это она мне его так описала. Что в нём такого замечательного, я до сих пор не могу понять. Прочитав множество сообщений и статей на эту тему, я уверена, что он такой же, как и все остальные. Разве что есть парочка незначительных отличий. Придя домой, я рассказала мужу о новом открытии и наказала ему сходить туда да разузнать обо всём. Что он и сделал. И как вы думаете, какой там был ответ? Правильно, мест нет.
 

Но здесь нам повезло немного больше

Вечером этого же дня раздался телефонный звонок. Нам сообщили, что вместо предполагаемой даты — конец января, мы можем привести свою дочь уже в середине августа. Они каким-то волшебным образом, нашли одно свободное место.  Нам назначили ещё одно собеседование, чтобы обсудить все детали и подписать документы. 

Чтобы дочка помаленьку привыкала к новому месту, я взяла её с собой. С нами ещё пошла моя мама, поскольку я не достаточно хорошо владею немецким языком, чтобы разбираться в такого рода документах. Мне довелось лишь подписать бумаги и мы были отпущены. Всё это время, пока мама разговаривала с директором, мы с Алисой гуляли по коридору. Кстати говоря, она устроила истерику и совсем не хотела заходить в садик. И тут я подумала, что адаптация будет проходить тяжело. После 5 минут слез и отчаянных попыток вырваться наружу, в коридор вышла повар и протянула дочке вафлю. Та её схватила и (ура!) перестала реветь. А я наконец-то смогла осмотреться вокруг.

Вдоль длинного широкого коридора стоят гардеробные. Туда дети вешают свою верхнюю одежду и ставят обувь. Здесь же вмонтированы небольшие ящики для разных мелочей: памперсов, салфеток, запасной одежды, игрушек, принесённых из дома. К каждому ящику прикреплена фотография малыша и написано его имя. 



Коридор заполнен всевозможными игрушками. В основном это детский транспорт. Я даже не могу описать, как он выглядит. Что-то между велосипедом и самокатом. Наша дочь обожает кататься на нем.

Прямо возле входа в коридор находится кухня. Повар в садике, кстати, тоже русскоговорящая. Если дети гуляют в коридоре, она по возможности присматривает за нашей дочкой. 

Само здание детского сада двухэтажное. Первый этаж занимают младшие группы, а на втором находятся ребятишки постарше. Входную дверь садика могут открыть только изнутри. Либо те, у кого есть ключи. Просто так в здание не проникнешь. Перед тем, как зайти внутрь, родителям нужно разуться или одеть специальные тапочки, которые лежат в большой коробке возле двери.  

А теперь перейдем непосредственно к комнате, где занимается наша группа. Она очень просторная и светлая. Горка, игрушки, небольшой деревянный теремок — всё, что нужно таким крохам. В дальнем углу стоит круглый стол, где дети завтракают. Завтракают не так, как кормили в нашем детстве. Здесь нет горячих каш по утрам или молочных супов, сладкого тёплого чая. Максимум, чем может полакомиться ребенок с утра в садике — это кусочки фруктов и хлеб с маслом. На столе стоят два кувшина — один с несладким чаем, другой с водой.  Никаких тебе натуральных соков и компотов. Хочешь пить — попьёшь воды. С одной стороны, это конечно хорошо. Чем меньше сахара употребляет ребёнок, тем лучше. Но всё равно как-то непривычно. Алиса ест утром дома, а в садик я ей даю детский творожок, реже йогурты. Половина детей из нашей группы остается на обед, другую половину родители забирают домой. Мы тоже решили, что лучше я буду пока готовить дома. После обеда дочь всегда ложится спать, а в садике оставлять её на сон я не хочу. Но об этом позже.

Вторая комната, смежная с первой, — это спальня. Здесь у детей проходит тихий час. Если честно, даже не знаю как они там засыпают. В комнате закрывают окна, включают приятную музыку или детские рассказы и дети засыпают. Думаете, они спят на крепких больших кроватях? Это вам не российские садики. Здесь дети спят на полу.  Не на досках конечно, а на матрацах. Низенькие такие матрацы, совсем небольшие по размерам, намного меньше, чем обычная детская кровать у нас дома. И если взрослые дети ещё могут спать на таком, то для меня остается загадкой: как же малыши ? Ведь они постоянно переворачиваются и могут просто скатиться на пол. В общем, когда мне показали эту комнату, я сразу решила — спать дочь будет только дома.

Следующая комната — это  столовая. Там стоит большой обеденный стол, шкаф и что-то ещё. Я не особенно её запомнила. После увиденной спальни, я, наверное, не сразу очнулась.

Самая маленькая комната — это туалет. В туалете расположено несколько низеньких раковин и две кабинки. Унитазы установлены тоже низко, специально для деток. Но ходят туда не все. Большинство ребятишек ещё в памперсах. У садика есть отдельная комната, чтобы менять детям памперсы.  В нашей группе возраст малышей колеблется от 10-11 месяцев до 2,5 лет. Есть два русских ребёнка — мальчик и девочка. Да и вообще, русских в садике очень много. Поэтому здесь без проблем можно обзавестись знакомыми. 



Общее впечатление от садика — вполне удовлетворительное. Поэтому оставалось только дождаться окончания летних каникул. На тот момент нашей дочке должен был исполниться 1 год 10 месяцев. 

И вот 18 августа мы впервые отправились в детский сад. Алису кое как затащили в комнату, где она прорыдала минут 5 у меня на коленях. Но потом всё же стала немного привыкать и даже пошла играть с кубиками. Мы провели там около двух часов и затем пошли домой. На следующий день сопротивление чуть ослабло. Дочь спокойно зашла в комнату и... опять заревела. Но потом, видимо вспомнила, что здесь весело и интересно и залезла в деревянный теремок. К ней заползали остальные дети и вроде как общение начало налаживаться. Мы просидели ещё часа полтора. За это время воспитательница заполнила анкету. В ней были банальные вопросы: о здоровье Алисы, о её предпочтениях в еде и о том, во что она любит играть. Нас попросили принести медицинскую карту, чтобы все посещения врача были у них задокументированы.

Я уже точно не помню, сколько дней мы ходили в садик всей семьёй. Но однажды мне пришлось оставить её на целых полчаса. Меня попросили выйти в коридор, но перед этим обязательно сказать Алисе: «Пока!»
 
Родитель не должен уходить, не попрощавшись с ребёнком.

Она отреагировала спокойно, и я ушла. Но недалеко. Прождав в коридоре тридцать минут и изрядно перенервничав, я чуть ли не ворвалась в комнату. И чего я только переживала? Дочь спокойно сидела, играла и даже не вспоминала про меня. Даже обидно стало немного :)

На следующий день я ушла уже на час. Я не сидела в коридоре, а побрела домой. Чтобы время прошло быстрее. И когда я вернулась, Алиса сидела за столиком и уплетала йогурт. В общем, воспитатели были довольны, а я рада, что привыкание проходит так легко. Потом я уходила на два часа и на два с половиной. С тех пор мы посещали садик, как и все остальные детки. 

Наш договор составлен на 25 часов в неделю. По хорошему, мы должны приходить в садик в 7:30, а уходить в 12:30. Но я понимаю, что моя дочь пока не выдержит такого графика и свалится от усталости. Вставать же придется ещё раньше. Поэтому я привожу её к 9 утра (и не одна я так делаю), а забираю спустя три часа. То есть ровно в полдень. Возможно, на следующий год придется приводить ребенка в садик уже к 8 часам утра. Ведь мне нужно будет ходить на языковые курсы. Часто её отводит и забирает муж, он же ходит на все детсадовские встречи и родительские собрания. Поскольку мой немецкий ещё хромает на обе ноги.

Самым моим большим страхом было понимание языка. Точнее наоборот, непонимание. Я боялась, что не смогу разобрать, что мне говорят воспитатели и сама не смогу ничего сказать. И зря. Темы разговоров настолько просты и обыденны, что особых знаний не потребуется. Если я даже что-то и не понимала, то просила написать мне на листочке. 

Чтобы в группе малыш не скучал по дому и родителям, нужно дать ему с собой любимую мягкую игрушку. Ещё нас попросили принести небольшой фотоальбом с нашими фотографиями. Если Алиса будет сильно тосковать по нам, то фотографии помогут ей отвлечься. 
 

Итак, а теперь я немного расскажу о правилах детского сада

Раз в неделю каждый родитель должен приносить в детский сад продукты. Что именно, выбирает ребенок. У воспитателей есть специальная корзинка с картинками и названиями овощей, фруктов и прочих мелочей. В конце недели малыш вытягивает картинку. Название пишут на листочке и прикрепляют к фотографии в коридоре. Когда мама или папа приходят за ребенком, то забирают бумажку.



Продукты необходимо покупать не позже, чем за полчаса до прихода в садик. Обязательно иметь при себе чек. На мой взгляд, это немного нелогично. Ведь смотреть нужно не по чеку, а по сроку годности на упаковке. Продукты можно купить хоть за 5 минут до садика, но это не гарантия качества. Однако здесь главное, чтобы была бумажка. 

По поводу финансовой стороны — за детский сад платит Job Center. Я и мой муж пока находимся на социальном обеспечении. И платить за садик из собственного кошелька нам не пришлось. Это ещё один большой плюс в Германии. Как и то, что мы не ждали своей очереди несколько лет. 

Родительские собрания проходят довольно часто. На общих собраниях никогда не обсуждают поведение ребенка, для этого существует приватные встречи. Зачастую главными темами общего собрания являются организационные вопросы. Например, у нас велся разговор о том, чем будут заниматься наши дети в течение этого года. Поскольку это самая младшая группа, то здесь главными станут познавательные и развивающие игры. Особенное внимание будет уделяться предпочтениям малыша. Рисование, конструирование или активные игры — к каждому ребенку индивидуальный подход.

Для плохой погоды родителям необходимо купить специальный дождевик — Regenanzug. 

В детском садике дети болеют очень часто. Если обычно  наша дочь выздоравливала через неделю, то сейчас она может болеть по 2-3 недели. Так везде. Выходя на прогулку, воспитатели не очень-то заботятся о том, чтобы тепло одеть детей. Здесь часто можно увидеть ребенка без головного убора в холодное время года или в куртке нараспашку. Я даже уже привыкла к такому зрелищу. Но если вы увидите малыша, укутанного с ног до головы, можно с уверенностью сказать — это русские. 
 

День рождения ребёнка — праздник для всех

Когда нашей дочери исполнилось два года, воспитатели спросили — хотим ли мы устроить в группе небольшой праздник? Для этого нам нужно было принести торт и угостить всех детишек.

Если у вашего ребенка есть аллергия на какие-либо продукты, обязательно нужно сообщать об этом персоналу. При заполнении документов воспитатель расспрашивает всё о привычках, возможных заболеваниях и предпочтениях малыша. Поэтому не упустите никаких важных деталей. Мне, например,  на день рождения Алисы пришлось стряпать тортик без яиц. У какого-то ребенка из нашей группы была на них аллергия. В подарок от группы Алиса получила красивую ярко-желтую корону из картона с цифрой два. 

Пропускать детский сад разрешается до пяти недель. Если родители, никого не предупредив, просто перестали водить ребенка в детский сад, то по истечении этого срока он автоматически отчисляется. Мы пропускали максимум неделю по причине болезни. Первый год в садике дети особенно подвержены всевозможным болячкам. Так что придется с этим смириться и перетерпеть. 

Нельзя привести и увести ребенка из детского сада, не показавшись на глаза воспитателям. У нас был такой случай, что один отец пришел за своим сыном и просто увёл его домой, никому не сообщив, так что никто не увидел. Была поднята паника и все конечно, перенервничали. Поэтому обязательно нужно поздороваться и попрощаться. 
 

Чем занимаются дети в группе?

У нас детки ещё слишком маленькие, чтобы их обучали чему-то конкретному. Они играют, катаются на деревянных цветных машинках, плачут, отбирают друг у друга игрушки и делают все, что придет им в голову. Но зачастую воспитателям удается собрать их всех в кучу и разучивать весёлые детские песенки.
 
Возможно, я могла что-то упустить в своем рассказе. Но если вдруг вспомню, то сделаю дополнения в комментариях. И если у вас есть ко мне вопросы, задавайте. 
 
Дарья Филиппова, для Deutsch Online

+ бонус! Словарный запас по теме:









Другие статьи категории «О Германии и немцах»: