12.08.2015 10988

Изучение немецкого языка: самостоятельно или с репетитором?



Начиная изучать тот или иной язык, многие сразу же сталкиваются с нелегкой дилеммой: могу ли я изучить язык самостоятельно (особенно, если в активе уже есть какой-то схожий язык) или мне следует прибегнуть к помощи репетитора? Рассмотрим данный вопрос через призму различных целей и особенностей: как самостоятельного обучения, так и с помощью преподавателя.

Изучение немецкого языка: самостоятельно или с репетитором?

С чего начинается изучение любого языка? В первую очередь, конечно, с желания. Оно, как правило, не приходит вдруг: вы же не проснулись однажды с мыслью, что смерть как хотите изучать немецкий (например) язык. Скорее всего, перед вами все же стоит какая-то конкретная цель. Из своего преподавательского опыта могу составить ТОП-5 таких целей.

Зачем учат немецкий язык?

Первое место у изучающих немецкий язык прочно занимает цель, которую кратко и емко можно описать как «хочу свалить». Опущу здесь патриотическую подоплеку данного мотива, в конце концов, это личное дело человека — выбирать, где ему жить. Меня, как составителя данного рейтинга, интересует лишь сам факт наличия подобного мотива. 

Второе место является логическим продолжением первой цели, правда, с некоторой поправкой: замужество с гражданином/гражданкой Германии (для оформления своего пребывания будущей невесте или будущему жениху сейчас требуется предъявить сертификат, подтверждающий хотя бы минимальное знание языка — собственно, это уровень А1).

Третье место — получение образования за границей, как в ближайшей, так и в дальней перспективе. Здесь уже нельзя ограничиться уровнями А1 и А2. Тут уже нужен В2-С1. В эту группу можно отнести и тех, кто, имея уже какое-то образование и опыт здесь в России, хотел бы получить лучшие условия для работы и жизни в Германии.

Четвертое место занимают цели, которые можно описать так: «Хотел(а) бы изучать немецкий язык для себя, т.к. мне нравится этот язык, я часто бываю в Германии и хотелось бы лучше понимать и общаться с местными». Должна вам сказать, что это наиболее слабый по шкале заинтересованности мотив. Редкий человек, который просто учит язык для себя, может похвастаться дисциплинированностью, обязательностью и регулярностью в изучении языка, а без этого никак нельзя. Подобные ученики, взяв несколько уроков, зачастую быстро охладевают к обучению, потому что понимают: язык нельзя изучать наскоком, и здесь нужно действительно "ackern" (усердно рботать, пахать)!

Пятое место: этой целью руководствуются, как правило, деловые люди, работающие в России на немецких фирмах, которым необходим или деловой немецкий, или требуется просто подтянуть их знания. По этой группе ничего особенного сказать не могу: с мотивацией вроде бы все нормально, но с занятостью и временем, уделяемым для изучения языка – беда. 

Отдельное место занимает обучение детей дошкольного и младшего, а также среднего школьного возраста. Я специально не стала включать их ни в какую из групп, т.к. у них совершенно иная мотивация (как правило, изучение языка продиктовано не их собственным желанием, а желанием их родителей). Оговорюсь, что я мало работаю с детьми, т.к. этот вид преподавания имеет ряд своих особенностей, требуемых навыков и трудностей.
 

Душевные метания

Итак, мы определились с целью. Что же дальше? А дальше начинаются, как правило, «душевные метания» и непростой выбор, с чего же все-таки начать обучение. 

Многие ученики, которые обращались ко мне за помощью, рассказывали о том, что изучение и знакомство с языком они начинали с просмотра популярной программы Дмитрия Петрова «Полиглот». Что ж, передача эта неплохая. За 16 часов Дмитрий пытается очень сжато познакомить нас с некоторыми основами грамматики, ставя своей первостепенной целью научить, прежде всего, строить простые фразы, уметь задать вопрос, ответить на него, рассказать о себе и т.д. Важно только после просмотра этой передачи не думать, что теперь о языке (немецком, французском, английском, не важно) вы знаете все. 



Помимо просмотра подобных учебных программ люди начинают лихорадочно скупать в книжных магазинах всевозможные учебники по немецкому языку (здесь и далее мы будем говорить именно об этом языке): «Немецкий для чайников», «Немецкий в дороге», «Немецкий за 30 часов», немецкий лежа, сидя, стоя и т.д. Но изобилие учебных материалов лишь отвлекает! Как выбрать из всего этого вороха то, что нужно именно вам? 

Когда занимаешься языком самостоятельно, особенно, когда вы еще в начале пути, сложно охватить все сразу, выработать какую-то систему. Я особенно рекомендую прибегать к услугам репетиторов тем, кто только начинает свое обучение, т.е. от уровня А1 до В1.

Достигнув уровня В1, ученик уже знает практически всю грамматику, имеет представление о структуре языка, его фонетических особенностях, обладает довольно приличным словарным запасом, поэтому если перед ним стоит цель достичь уровня В2 и выше, то, владея некоторыми методиками, он вполне в состоянии осуществить это самостоятельно.

Хотя на мой взгляд, все подобные уровни классификации (А1, В1, В2....) весьма условны и сужают представление о языке. Все же любой язык можно учить бесконечно, и никогда нельзя с уверенностью сказать, что овладел им на 100%. 
 

Роль репетитора

Роль репетитора в изучении языка можно сравнить с ролью проводника в горах: он показывает верные протоптанные пути, помогая избегать возможных опасностей. Идти самому, конечно, можно, но, боюсь, это будет долго и трудно. И не факт, что в итоге вы дойдете до той самой «вершины». 

Репетитор вычленяет из всего изобилия учебных материалов и пособий то, что будет нужно именно ученику.

Помимо этого, преподаватель – это, прежде всего, языковой партнер, который слушает, направляет, наводит на мысли, помогает грамотно формулировать свое мнение и т.д. 

По своему опыту изучения различных языков могу сказать, что самостоятельное изучение языка подходит тем, кто может похвастаться высокой степенью самоорганизации, дисциплиной и сильной мотивацией. Поможет тут также любовь и живой интерес к изучаемому языку. Всем остальным я бы рекомендовала обучение с преподавателем или на курсах.


Татьяна Гайдук,
репетитор немецкого языка,
специально для Deutsch-online
 






Другие статьи категории «Изучение немецкого языка»: