20.03.2014 20636

Взгляд изнутри на Test DaF - часть 1


Если Вы собираетесь подавать документы в немецкий вуз, то наверняка знаете, что от вас потребуют подтвердить знание немецкого языка. Для подтверждения чаще всего используются сертификаты Test DaF и DSH. 

 
Поскольку второй сдается только на территории Германии, а многие из вас хотят подать документы будучи еще в своей стране, большинство останавливается на первом варианте – TestDaF.
 
Deutsch als Fremdsprache (Немецкий как иностранный язык - именно так расшифровывается эта аббревиатура) – это экзамен по немецкому языку для иностранцев, который разрабатывается в Германии, а проводится более чем в 80 странах мира в лицензированных центрах.
 
Как и многие языковые экзамены, наш Test состоит из четырех частей: 
 
1. Чтение (3 текста с 30 заданиями).
2. Аудирование (3 аудио-текста с 25 заданиями).
3. Письменная речь (1 письменное задание).
4. Устная речь (7 разговорных заданий). 
 
На все про все – чуть более трех часов. Не так уж много, но за это время вам нужно показать, что вы владеете немецким языком на уровне, необходимом для учебы и жизни в Германии. Именно с учетом этого требования и разрабатывается каждая часть экзамена.
 
Сегодня я хотела бы остановиться на некоторых из них более подробно, разобрать как сами задания, так и стратегию работы с ними.
 

Чтение

В этой части экзамена вы должны будете показать, что умеете понимать письменные тексты из различных областей. Вам будет предложены три текста разных жанров (чаще всего это заметки из университетской жизни, публицистика и научная статья) и задания к ним. Задания рассчитаны как на общее понимание текста, так и на понимание деталей, а также информации, скрытой «между строк». 
 
Тексты бывают трех уровней сложности:
 
1. Простой текст: понимание программ, брошюр, реклам, объявлений. 10 высказываний на соответствие с содержанием текста.
2. Текст средней сложности: газетные статьи на научно-популярные или общественные темы. 10 вопросов с вариантами ответов.
3. Текст высшей сложности: научная тема. 10 высказываний на соответствие с содержанием по принципу верно/неверно/не дано.
 
Внимательней всего следует относиться к последнему заданию: как минимум одно утверждение обязательно бывает с «подвохом», и его можно принять за ложное, хотя на самом деле «в тексте про это ничего не сказано».
 
Рассмотрим пример. Для этого возьмем задание из Modelltest 02 и проанализируем первые вопросы:
 
Markieren Sie die richtige Antwort.
Die Sammelleidenschaft beim Menschen
 
Evolutionsbiologen beschäftigen sich seit geraumer Zeit mit der Sammelleidenschaft des Menschen. Der Mensch sammelt die unterschiedlichsten Gegenstände, unabhängig von ihrem materiellen Wert. Selbst Schlüsselanhänger, Gesteinsproben oder Murmeln* können den Sammeldrang wecken. Keineswegs stellt das Sammeln lediglich das Anhäufen nutzloser Gegenstände zum Zeitvertreib dar, wie gemeinhin angenommen wird. Vielmehr kommt dem Sammeln in vielerlei Hinsicht eine wichtige Rolle zu. Wie kommt also diese Sammelleidenschaft zustande, und welche Funktion hat sie? 
 

Итак, в тексте написано, что человек собирает различные вещи, вне зависимости от их ценности. Ничего про то, что «собиратели» интересуются именно современным искусством в тексте не сказано, соответственно выбираем «в тексте об этом нет информации».
 
Относительно второй фразы в тексте четко сказано, что коллекционирование ни в коем случае не бесполезное времяпровождение, что четко противоречит фразе, что люди коллекционируют вещи из-за скуки. Вывод: ставим «нет».
 
Ваша задача заключается в следующем: внимательно прочитать фразу, найти ей соответствие в тексте, сравнить смысл, если он синонимичен – ставим «да», если противоположен – «нет», если же в тексте нет информации или она не о том же самом, то ставим «в тексте нет об этом информации».
 
Также хочу обратить Ваше внимание на то, что фразы как правило соответствуют последовательности повествования, что значительно облегчает нашу задачу.
 
Все тексты и задания по ним вы найдете здесь.
 

Аудирование

Здесь от нас потребуется примерно то же самое, что и в чтении, только вот тексты вам проиграют на аудионосителе, а вы должны будете распознать всю информацию на слух. Тексты обычно выбираются такие: диалог из повседневной жизни в вузе, радиоинтервью с 3-4 участниками и доклад или интервью со специалистами. Тематика и задания остаются теми же, что и в чтении.
 
Особенность этой части заключается в том, что первый и второй трек можно прослушать только один раз, а последний — два. Поэтому умение быстро ловить ключевую информацию и делать разборчивые пометки на скорую руку здесь будет как нельзя кстати.
 
Не стремитесь писать развернутые ответы, на вопрос «Was macht der Student im Reisebüro?» достаточно ответить "Flugticket kaufen / ein Flugticket in die USA kaufen". Если вы будете писать более длинный и развернутый ответ, то можете упустить ответ на следующий вопрос. 
 
Зачастую «поймать» вас могут на очень простых вещах, например, поставить вопрос во множественном числе, а вы укажете только один ответ. 
 
Например, вопрос: Was muss man tun, um einen Teilnahmeschein zu bekommen? (2 Beispiele)
 
- Regelmäßig teilnehmen
- 3 bis 4 Texte schreiben
Если вы укажете только один из этих вариантов, то не получите максимальный балл.
 
Для выполнения задания 2 следует обязательно учитывать, что сами задания-вопросы и текст выражены по-разному, не стоит ждать таких же слов и выражений в аудио. Ваша задача именно понять смысл и установить, соответствует ли содержание текста фразе или же противоречит. 
 
Рассмотрим пример задания:
 
Die Interviewerin behauptet, dass ein Doktortitel, also eine abgeschlossene Promotion, eine Erfolgsgarantie bei einer Bewerbung ist. (Richtig oder Falsch?)
 
Hörtext 2:
Interviewerin: „Auch bei Bewerbungen kann man sich nicht darauf verlassen, dass die Promotion bei den Personalchefs einen großen Eindruck macht.” 
 
Таким образом мы видим, что в тексте сказано, что нельзя положиться на то, что диссертация произведет большое впечатление – значит, она не является гарантией успеха при приеме на работу. Ответ: Falsch
 
Все аудиофайлы, их расшифровки и задания по ним вы найдете здесь.
 
 
Во второй части данной статьи мы поговорим о двух оставшихся частях теста DaF (письме и устной части)!
 
 

 
Руководитель онлайн-школы немецкого языка onlinedeutsch.ru,
кандидат педагогических наук, Инна Левенчук,
специально для Deutsch-online






Другие статьи категории «Test DaF / DSH»: