31.10.2016 16313

Reformationstag: 95 тезисов и булочки с вареньем



31 октября Германия отмечает День Реформации. В пяти землях из шестнадцати это государственный праздник, входящий в церковный календарь, так же как Рождество и Пасха. Что же это за день?



Кто-то вспомнит школьные уроки, на которых что-то там рассказывали о зарождении протестантизма — ох и скучно же было слушать! Но представьте: почти пол-тысячелетия тому назад, в 1517 году, произошло событие, изменившее ход мировой истории. И произошло оно благодаря одному человеку, о котором мир тогда ещё ничего не знал.
 
Для начала вернёмся ещё дальше во времени — в июль 1505 года. Жарким летним днём студент Эрфуртского университета возвращался от своих родителей в Айслебене назад в Эрфурт. В дороге его застигла гроза, от которой негде было укрыться. Спасаясь от ударов молнии, и предчувствуя близкую гибель, молодой человек в отчаянии крикнул: “Святая Анна, спаси меня, я стану монахом!”.

Он остался жив и сдержал обещание. Отец, мечтавший о карьере юриста для сына, был в бешенстве, мать плакала, друзья отговаривали, но ничего не смогло заставить его изменить своё намерение.



Этого человека звали Мартин Лютер. Сколько в легенде правды - биографы спорят, но сходятся на том, что его решение не было таким уж внезапным. Говорят, примерный студент не очень-то хотел следовать воле родителей, и мучился постоянными сомнениями в поисках своего пути. Как бы там ни было, уже через две недели он принял постриг в монастыре Святого Августина в Эрфурте.
 
Брат Мартин, как его стали называть, вначале пытался стать образцовым монахом. Вёл аскетический, до фанатизма, образ жизни, молился ночи напролёт, пытаясь избыть мирские страсти мыслями о высоком. Не получилось.
 
В какой-то момент он понял, что все эти церковные обряды не приближают его к Богу. Снова посмотрим на год и вспомним — дело происходило в Средние века, когда основой религии был страх. Тех, кто посмел сомневаться в догматах великой и могущественной католической церкви, ждала геенна огненная. После очищающих пыток инквизиции, разумеется.

В 1511 Лютер году вместе с несколькими братьями-монахами отправился в Рим, и там его вера в церковь пошатнулась ещё сильнее. В столица христианства было всё — от специальных борделей для священнослужителей до прейскуранта, по которому можно сократить своё пребывание в аду. Для этого требовалось, заплатив определенную сумму, прикоснуться к какой-нибудь святыне — и пять-десять лет спасения гарантированы.
 
Получалось, что прощение грехов можно купить за деньги. Это расстроило и озадачило никому не известного монаха, тысячи собратьев которого спокойно следовали правилам. Но решающий перелом случился позже, в 1517 году.
 
Именно тогда, в целях сбора средств на строительство собора Святого Петра в Риме, Папа Лев Х придумал гениальный маркетинговый ход - продажу индульгенций (Ablassbriefe). Суть этого изобретения проста. Совершив грех, вы идёте в церковь, и не только молитесь и каетесь, но и покупаете, ко всему прочему, специальную бумажку. Это документ, в котором написано, что грех такой-то вам, рабу Божьему такому-то, прощается (подпись, печать). Избавление можно купить не только для себя, но и для умерших родственников, чтобы улучить их жизнь на том свете — всего-то надо в особую графу вписать имя.
 
Многие “грешники” даже не умели читать, так что не могли прочесть индульгенцию. Кроме того, считалось, что простые люди не должны читать Библию и толковать её — для этого есть служители церкви, которые им, неграмотным, всё объяснят.
 
В это время Мартин Лютер преподавал теологию в университете Виттенберга (который теперь носит его имя) и проповедовал в местной церкви. Когда прихожане начали покупать “письма счастья”, которые привезли в город наместники Папы, его возмущению не было предела. Он хорошо знал Писание и другие церковные тексты, владел древнегреческим и латынью, а учёба на юридическом факультете всё же не прошла зря — она развила его опасную в то время способность думать и рассуждать. Так, в результате всего этого, 31 октября 1517 года появились знаменитые 95 тезисов (95 Thesen).
 
В этом документе Лютер, с дотошностью хорошего юриста, раскритиковал продажу душеспасительных писем, а также изложил своё видение искупления грехов и покаяния. Тезисы он отправил архиепископу Альбрехту Брагденбургскому — активному помощнику Папы в распространении индульгенций. Краткая суть написанного была в следующем:
  • Папа Римский не может отпускать грехи — этим занимается сам Бог, и никто кроме Него;
  • только раскаяние  может спасти грешника, так что бумажка не даёт никаких гарантий;
  • главный текст для верующих - это Евангелие, всё остальное - домыслы и спекуляции. 
В последних тезисах содержались вопросы к размышлению. Например: Папа богат, так почему он возводит этот храм не за свои деньги, а за деньги бедных людей? Или: почему Папа, если он действительно может отпускать грехи, не сделает это просто так, ради любви к ближним?

По легенде, Лютер прибил листок с тезисами к дверям  Замковой церкви (Schlosskirche) в Виттенберге (Thesenanschlag). Это место служило доской объявлений, и именно так можно было донести слово широких масс. На самом деле, прибил или не прибил, и в какой руке держал молоток — историки до сих пор не могут точно выяснить, но тезисы попали в народ, и реакцию, которую они вызвали, было уже не остановить. Люди больше не хотели покупать индульгенции, поняв, что толку в них никакого, и стали задаваться вопросами. А задавшись - взялись за серпы и виллы. Так началась Реформация (Reformation) — народное движение за соответствие принципов церкви Священному Писанию, а не вымышленным догматам.
 
 
Современный вид двери Замковой церкви с декоративными табличками,
на которые нанесён текст 95 тезисов
 
Рим, видя убытки и нарастающее волнение, попытался уговорить Лютера не смущать умы, покаяться и спокойно жить дальше. Но не тут-то было — вместо этого он написал ещё несколько работ. От каждой из них епископы забывали про “не убий” и мечтали задушить монаха-выскочку собственными руками.
 
Его отлучили от церкви, обвинив в еретичестве, и призвали к ответу перед Вормским рейхстагом. Предложили публично отречься от написанного в обмен на неприкосновенность. Или… Дальше можно представить всё, на что у святой инквизиции фантазии хватит.
 
Он не отрёкся. Кстати, знаменитые слова “На том стою, и не могу иначе” (“Hier stehe ich und kann nicht anders”) Лютеру приписали позже — на самом деле, его речь заканчивалась словами “Weil es ist weder sicher noch geraten ist, etwas gegen sein Gewissen zu tun. Got helfe mir, Amen.” (вольный перевод: “Потому что это небезопасно и неправильно - делать что-либо против своей совести. Да поможет мне Бог. Аминь”).

Опасаясь бунтов, католическая церковь не решилась на публичную расправу. Обвиняемого отпустили, чтобы потом убить под видом нападения разбойников, но друзья спасли его и спрятали в Вартбургской крепости. А его слова тем временем распространялись, как огонь по соломе.


Luther auf dem Reichstag zu Worms. Hermann Wislicenus, 1880
 
Реформация - не событие, а процесс. Начавшись 31 октября 1517 года, он занял почти два десятилетия, охватив не только Германию, но и многие страны Западной и Центральной Европы. Увы, как и многие радикальные изменения, процесс этот не прошёл мирно и безболезненно. Некоторые воспринимали тезисы как призыв разрушать церкви и убивать священников — это привело к погромам и кровавым побоищам, число жертв которых до сих пор не известно.
 
Мартин Лютер прожил долгую жизнь, и прославился не только как реформатор, теолог и проповедник, но и как переводчик — он перевёл с древнегреческого текст Нового Завета. Эта работа положила начало так называемому Frühneuhochdeutsch — раннему этапу развития современного немецкого языка. 
 
Так мир изменился навсегда. Католическая церковь потеряла свою безраздельную власть и уже не могла её вернуть.
Сторонников Реформации позже стали называть протестантами, и возникло ещё одно направление христианства, наряду с православием и католичеством — протестантизм.
 
Названия городов Виттенберг и Айслебен теперь официально имеют приставку Lutherstadt. В Виттенберге ежегодно проходит Reformationsfest - празднование Дня Реформации, которое длится несколько дней. Программа на любой вкус - уличные спектакли, концерты, выступления хора, праздничные церковные службы, экскурсии по городу… Кроме того, в пекарнях в эти дни продаются особые булочки - Reformationsbrötchen. Они по форме напоминают розу с сердцевиной из красного варенья, и посыпаны сахарной пудрой Этот обычай связан с символом лютеранской церкви - Lutherrose.
 
 Reformationsbrötchen
 
личная печать Мартина Лютера
 
Отношение немцев к религии часто удивляет лёгкостью, и даже здоровым чувством юмора. В специальных магазинах, где продаётся церковная литература, можно найти не только Библию, но и весёлые детские книжки с картинками, игры и комиксы. Есть даже несколько компьютерных игр по мотивам событий Реформации. Над Лютером тут не прочь подшутить, нарисовать карикатуру или рассказать анекдот.

Он и сам, говорят, умел посмеяться над собой, и считал, что Das Evangelium kann nicht ohne Humor gepredigt werden — Евангелие нельзя проповедовать без юмора. Возможно, именно это помогло ему победить своих слишком серьёзных противников.

Ольга Чумакова, Deutsch-Online






Другие статьи категории «Немецкие праздники»: