17.06.2016 14496

Сколько времени в день нужно уделять немецкому языку?



Этот вопрос беспокоит каждого, кто начинает изучение немецкого языка. Но чтобы ответить на него, сперва стоит задать себе другой вопрос: достаточно для чего?



Если немецкий язык нужен для себя, для души, тогда продолжительность занятия — это ровно столько, сколько вы хотите отдыхать и получать удовольствие.

Если же вопрос звучит как: “Сколько времени в день нужно заниматься, чтобы был результат?”, то нужно задать уточняющие вопросы:
  1. Какой именно результат нужен?
  2. Когда этот результат нужен?
  3. Как будет измеряться этот результат? (по каким критериям)
И вот тогда все становится предельно понятно и легко высчитывается.

Согласно системе уровней владения иностранным языком, принятой в Европейском союзе, иностранный язык делится на 6 уровней: А1, А2, В1, В2, С1, С2.

Если опираться только на описание того или иного уровня, то совершенно непонятно, как измеряется тот или иной навык.

Вот давайте возьмем тот же самый уровень А1, который требуется для переезда в Германию:

“Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/представить других, задавать/отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь”.

Лично у меня вопросов возникает очень много по каждому из предложений:

Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач.
  • Знакомы фразы и выражения - какие именно?
  • Могу употребить - как именно? Грамматически правильно или просто набором слов, несогласованных друг с другом?
  • Каких именно задач? Сходить в магазин? Заполнить бланк в полиции? Открыть счет в банке? Сходить на прием к врачу? Устроить ребенка в школу? Договориться о ремонте квартиры? Решить проблему с недовольными соседями?
Темы разные. Словарный запас разный. Грамматика разная. Степень уверенности в языке тоже разная.

Могу представиться/представить других, задавать/отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе.

Чаще всего это вопросы:
  • Как Вас зовут? Где Вы живете? Откуда Вы приехали? Есть ли у Вас здесь друзья? Есть ли у Вас своя квартира? Женаты ли Вы? Есть ли у Вас дети?  
Все эти вопросы строятся в рамках 3-4 грамматических тем со словарным запасом в слов 16, не больше.

Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.
  • Как именно измеряется скорость собеседника? А как учитывается степень сообразительности говорящего? И как именно измеряется готовность собеседника помочь? Помощью считается улыбка или помощью считается исправление ошибок в предложении говорящего?
Видите, придраться можно много к чему. И это только уровень А1. Если я буду так детально анализировать каждый из уровней в плане его описания, то статья получится очень большая.

Итак, достаточно пока что понять, что есть 6 уровней в языке. И нам нужно чем-то измерять каждый уровень. Чем мы обычно все измеряем: либо деньгами, либо временем.

Вот давайте возьмем за основу время, которое мы должны потратить, чтобы выйти на тот или иной уровень в языке.

Договоримся, что каждый уровень в среднем у нас займет 100 часов по 60 минут (мои многолетние наблюдения). Небольшие отклонения возможны из-за персональной скорости обучения. Каждая цель в иностранном языке соответствует тому или иному уровню: либо сдать экзамен на визу невесты (А1), либо уметь общаться с коллегами (В1), либо поступить в университет (В2-С1) и так далее.

А дальше простая математика

Если вам нужно сдать экзамен на уровень А1 через 3 месяца, а вы с полного нуля, то считаем, что у нас есть: 90 дней и 100 часов.

Получается, что в день нам нужно заниматься минимум по 1 часу.

Вот только теперь внимание: часом считается то время, которое вы полностью посвятили работе с языком. Не форумы читали, не комментарии писали, не ныли и не стонали, а когда вы учили теорию, выполняли упражнения, слушали звук, говорили и анализировали. Работали, одним словом.

Теперь, если вы пропустили день и не позанимались, то это время нужно наверстать. А если пропустили 2 дня? А если неделю? Цифры не обманешь и не спрячешь. Поэтому, все эти пропуски (при условии, что срок не сдвигается) нужно как-то уместить в следующие дни.

Дальше пример. Многим нужно через полгода уезжать в Германию, например, на работу. Обычно среда, в которой будет вращаться человек на работе, говорит на уровне В1. Это примерно 300+ часов для студента.

У нас есть 180 дней и 300 часов. Путем несложных вычислений (300 делим на 180) получаем цифру около 1,5 часа занятия в день. Пропуски и неэффективное время тоже будут влиять. Если занимаемся регулярно и с полной отдачей, значит, через полгода выйдем на уровень В1. Пропускаем дни, уезжаем на неделю - не дорабатываем нужные часы.

Ну, а если студент говорит, что ему через 5 месяцев нужно сдать экзамен на уровень В2, то сколько часов в день (минимум) ему нужно заниматься языком? Думаю, что принцип понятен. Я не сбрасываю со счетов личные параметры студента (возраст, лень, загрузка, наличие свободного времени, провалы в памяти), а также учитываю и его начальный уровень, однако, принцип при этом не меняется.

Есть цель. Есть срок. Есть количество часов, которое нужно отработать за этот срок. Все очень легко считается.

Если знаете другой, более измеримый подход ко времени в иностранном языке, пишите в комментариях. Обсудим вместе.

Елена Шипилова,
руководитель проекта SpeakASAP






Другие статьи категории «Изучение немецкого языка»: