31.08.2017 8070

Школы в Германии



 

Почему в школах Германии встречают совсем не «по одежке», а немецкие школьники проводят перемены на улице, во сколько начинаются уроки и что дети чаще едят на обед?

 

Первое, что невольно делает человек, прибывая на новое место это сравнивает его с предыдущим. Я не стала исключением, и, оказавшись ассистентом русского языка в немецкой гимназии в рамках программы педагогического обмена PAD, параллельно проводила «сравнительный анализ» русских и немецких школ. Что-то хотелось перенять, как например, свободу от дресс-кода, а где-то, признаю, добрым словом вспоминала русскую школу. Почему? Давайте расскажу подробней.

 

Свобода перемещения

 

На первый взгляд кажется, что у немецких школьников больше прав, нет такого количества строгих правил, как у нас. В гимназии, где я стажировалась, ученики на больших переменах могут выйти на улицу и отдохнуть на свежем воздухе. Оставаться на переменах (кроме обеденной) в здании школы не поощряется, и педколлектив, увидев школьников у кабинета, старается выпроводить их во двор, если, конечно, не идет дождь или очень уж плохая погода. Объясняют это просто: перемена нужна для активного отдыха, а насидеться в помещении дети еще успеют.

 

На контрасте вспоминаю свою школу, где вылавливали «сбежавших» на перемене и вели к завучу как нарушителя или городской лицей, двери которого закрывались от начала и до конца учебного дня, становится радостно за немецких гимназистов. Ребенку тяжело весь день усидеть на месте. После перемены на улице младшие классы приходят на урок с «проветренной головой», набесившиеся и довольные. Дети не опаздывают: за пять минут до конца перемены звенит предупреждающий звонок, который хорошо слышно на улице и ученики спокойно проходят в классы и готовятся к уроку. Зеленый школьный участок оборудован, кроме стоянок для велосипедов, скамейками. Школа не огорожена забором. В двух метрах метрах от школы течет небольшая речка, неподалеку торговый центр, куда школьники могут сходить перекусить. 3имой ученики также выходят на улицу и, если повезет, играют в снежки.

 

Каждый сам за себя

 

Но как можно отпускать детей на перемене на улицу? Да, в России учитель несет ответственность за все, что случится с учеником на уроке и в стенах школы – поэтому и нельзя выпускать ребенка на улицу до последнего звонка. Кто знает, куда он может убежать? Ведь, случись что, виноват будет учитель.

 

 

Совсем иначе все устроено в Саксонии. Ученикам доступно разъясняется, что они могут делать, а что нет. Если ученик осознанно делает то, что запрещено, и пострадает при этом, то виноват будет только он сам. Дело учителя – разъяснить заранее правила под подпись учеников и их родителей. Например, одна моя коллега рассказывала о школьном обмене с США, в котором она была куратором. Американские коллеги удивлялись, почему учителя не проверяют своих учеников каждые полчаса, все ли в порядке, никто ли не пьет не курит. Но немецкие коллеги знали, что правила «игры» были растолкованы еще «на берегу», заранее, и теперь это уже выбор детей – будут ли они их нарушать и нести ответственность самостоятельно или выполнять их. Свалить все на недосмотр учителя в данном случае не позволит подпись ученика и родителей, что правила были четко разъяснены учителем.

 

Родители несут ответственность за несовершеннолетнего человека, но как воспитывать в ребенке самостоятельность, если до 18 лет в учебном учреждении его опекают еще и учителя? Как воспитать целостную личность без навыка самостоятельного принятия решения, понимания возможных последствий и ответственности?

 

«Здравствуйте, садитесь!»

 

Здесь не принято вставать со звонком на урок, приветствуя учителя, что немного непривычно. Многие учителя «старой закалки» соглашаются, что раньше это помогало настроиться на нужный рабочий лад и иногда этого теперь не хватает. При ответе школьники также не встают и отвечают с места, что не всегда удобно для учителя: с последних парт тяжело расслышать ответ бубнящего себе под нос ученика.

 

Дежурства

 

Школьники не дежурят по классу и школе, что старшее поколение учителей находит не очень полезным для воспитания, потому как дети теряют уважение к чужому труду. Приходится напоминать и просить поднять стулья после последнего урока и помочь убрать с доски. После некоторых классов кабинет превращается в маленький свинарник: позавтракали в классе - все в крошках; точили карандаши, клеили плакат – обрезки и опилки также могут оказаться не в урне. Но зачем за собой убирать, ведь есть уборщица, которая получает зарплату.

 

Форма

 

В школе нет гардероба (вообще нет!!) и в зимнее время ученики так и сидят в куртках и шапках в классе, что не считается чем-то оскорбительным. В конце кабинетов есть крючки, туда при желании можно повесить одежду. Школьной формы, также как «сменки» нет ни у учителей, ни у учеников. И это, напомню, гимназия. 3десь нет стремления выделить особенность гимназистов за счет школьной формы, и есть понимание, что обращать внимание на одежду – это вообще не про образование. Учителя также вольны в выборе одежды, никаких строгих обязательных юбок для женщин, как было на моей практике в России, рубашек и каблуков. Джинсы, джемпера, платья, кроссовки – все, что комфортно учителю.

 

Мой коллега по латыни носил дреды до лопаток. В классах есть мальчики и девочки с пирсингом, с тунелями, с синими, розовыми и зелеными волосами. Ученицы ходят с открытыми плечами, голыми животами, некоторые юноши укладывают волосы гелем. У учителей это не вызывает абсолютно никакой реакции – акцент на личности и знаниях, не на «оболочке». Кстати, чего тут точно нет, так это каблуков – в основном девушки выбирают удобные кроссовки и ботинки. Тут впору вспомнить, как в российской школе завуч постоянно ловила и отчитывала одноклассницу за те же несчастные дреды – «это же школа!».

 

Для удобства учеников в школе, на американский манер, сделаны шкафчики. У каждого ученика есть свой шкаф с ключом, где можно хранить учебники, работы с уроков искусства, спортивную форму и другое.

 

Питание

 

У школьников всегда с собой в рюкзаке бутылка воды, иногда еще вторая с соком или колой. В любое время на уроке ученики спокойно могут достать бутылку и пить, не спрашивая разрешения учителя - это естественная потребность. Никаких «подождать до перемены не можешь?» ученики не услышат. На первой перемене ученики завтракают тем, что принесли с собой из дома в ланч-боксах: это могут быть фрукты, чаще печенья, бургер, йогурт.

 

В школе есть столовая и небольшое фастфуд кафе. В столовой ребята могут заранее заказывать еду на месяц вперед. Есть блюда на любой вкус: диетические, вегетарианские, веганские, мясные, рыбные, без свинины. Все прекрасно, если бы не наличие фастфуд кафе рядом со столовой, где продают картошку фри, бургеры, сладости и колу. Очередь туда стоит больше, чем в нормальную столовую. Многие ученики питаются этим ежедневно, конечно, это опять же самостоятельный выбор каждого ученика: питаться правильно или вредно, но вкусно. Но все-таки родитель должен проследить за тем, что бы ребенок рос здоровым, а проникновение фастфуда на территорию школы этому явно не способствует.

 

Распорядок

 

Уроки в моей гимназии начинаются в 7:30, но это варьируется от школы к школе. Большинство учеников едут в школу на поезде или на автобусах из соседних деревень и городов - представьте, в какую рань им нужно вставать. В школе были попытки пересмотреть внутренний распорядок относительно начала учебного дня, но большинство учителей довольно фанатично относятся к мысли, что «чем раньше, тем лучше и больше усвоится». На первом уроке дети еще досыпают, это факт.

 

 

Познакомившись на уроках русского языка с распорядком наших школ дети больше всего завидовали долгим летним каникулам и началу учебного дня в 9.00. В моей немецкой школе летние каникулы длятся с начала июля по начало августа, и нет таких долгих рождественских каникул – 2 января уже на учебу(!). Но настоящие зимние каникулы у них в феврале – чуть больше недели. В гимназии учатся по пятидневке, и узнав, что многие школы в России открыты и в субботу, зависть и желание перевестись в русскую школу сразу же прошли.) В день обычно по расписанию в средней школе 6 - 7 уроков. У старших классов часто по 8-9 учебных часов в день. После третьего урока, в 10 часов у учеников Hofpause – перемена, когда есть полчаса для отдыха на улице. На обед уходят после пятого урока, Mittagspause идет 45 минут. Все уроки также идут по 45 минут.

 

Инклюзивное образование

 

В школе созданы все условия для инклюзивного образования. Для доступа в образовательное учреждение школа оборудована пандусами у главного входа и в библиотеке, есть два лифта. Атмосфера в классах с такими учениками ничем не отличается от других коллективов: дети дружат, ссорятся, общаются, делают совместные проекты. При затруднениях ученику помогают друзья-одноклассники, но в целом отношение равное ко всем. Также и учителя никак не выделяют и не «жалеют» учеников с ограниченными физическими возможностями.

 

3она отдыха

 

Отдельный кабинет школы переделан в зону отдыха для учеников, где на переменах можно прийти и поиграть в настолки, перекусить (есть кофемашина, холодильник, плита и микроволновая печь) и просто отдохнуть на мягком диване. Некоторые приходят сюда поспать во время «окон». Также в кабинете есть пара компьютеров с интернетом – можно доделать домашнюю работу или презентацию к проекту на перемене. 3а кабинетом следят два волонтера. Такой кабинет хотелось бы перенять в русскую школу – у педагогов есть учительская, где они могут отдохнуть, присесть в кресло и выпить чашечку кофе в тишине. Такого же отдыха могут хотеть и ученики.

 

Гаджеты

 

При всей свободе в школе все очень строго относительно гаджетов – на уроках мобильники должны быть в сумке и выключены. Ни разу не видела ни у кого во время урока на парте телефон. На переменах дети могут пользоваться гаджетами, но в основном они общаются, повторяют материал, едят или гуляют во дворе.
Наталья Хаметшина, Deutsch Online