Логотип журнала школы немецкого языка Deutsch Online
  Немецкий в соцсетях          

15.06.2014 28594

Поле чудес в стране дураков, или про 25 кадр

Как же часто я слышу уже порядком надоевший мне вопрос «как выучить язык» да «как выучить язык»…

И сколько жуликов на этой теме нажилось и ещё сколько наживётся… Это как с ожирением. Ну нет волшебных способов! Или ты ешь всякую хрень и жиреешь, или ты поднимаешь попу с дивана и бегаешь, со скакалкой прыгаешь, на секцию ходишь… Короче, пятой точкой двигать надо, чтобы не жиреть. Лишь в редких случаях имеет место гормональное нарушение. А вообще: не жри и двигай пятой точкой!

Но что поделать. Любят люди в сказки верить: лежим на диване, жрём всяку бяку, запивая таблетками, и худеем. Ну не бывает так! НЕ БЫВАЕТ!

То же и с языком. НЕТ ВОЛШЕБНЫХ СПОСОБОВ!

Хотя… бывают. Я хотел стать Штирлицем. А что вы хотите? Оправдываться буду? Быть Джеймсом Бондом круто, а Штирлицем нет? Тогда моё «фи» всем несогласным, а я продолжу.

В 8 лет посмотрел я «17 мгновений весны» и серьёзно загрузился, со всей решительностью восьмилетнего пацана. Крутой Максим Максимыч Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров (ясен перец, что папу своего я почитал и почитаю всегда, не об этом сейчас), а крути-не-крути: смена нужна Штирлицу! Вот я и решил стать его сменой. Правда, близорукость и плоскостопие поставили крест на моих мечтах, но изучать язык мне уже ничто не могло помешать. И в школе у меня по немецкому были только пятёрки. Я мог забить на физику с алгеброй, но на немецкий – никогда! (впрочем, как и сейчас: нет ничего, что не позволит мне найти хотя бы час для работы с немецкими словарями, передачами и т.д. При нынешнем-то развитии техники…) 
Но хотеть учиться мало. Нужны хорошие учителя. В моём понимании – это те, которые тебя не испортят похвалой
Чаще всего такие учителя тебя очень любят, но из любви к тебе гоняют тебя как Сидорову козу. Может быть, есть и другие способы, но я пока не видел. Мне очень повезло: и в школе, и на факультете иностранных языков у меня были очень хорошие учителя. Спуску не давали, стружку снимали старательно. И вот здесь многим изучающим язык не хватает силы воли, быстро сдуваются: не любят замечаний, исправлений (как же? ведь круче только яйца, а меня такого замечательного исправляют!).

Всякий уважающий себя советский школьник знал про Като Ломб, известную женщину-полиглота из Венгрии. Сегодня её советы прямо как откровение Иоанна Богослова «В контакте» постят все, кому ни лень. В моё время не знать про Като Ломб было стыдно. Её советы я приведу ниже. Так вот: на чём срезается большинство? На самокритике:

- Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять

- Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало, достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам

И вот благодаря очень сильному желанию, хорошим учителям и упорству (может быть, граничащим с фанатизмом, уж не знаю), у меня, как сказал Матроскин, заработало: мне был 21 год, когда меня в первый раз немец спутал со своими. Я был на 7 небе от счастья. Чес слово! Гнобили (в хорошем смысле этого слова), сам себя гнобил. И вот! Но я тут же сделал вывод: нельзя расслабляться. И продолжил заниматься языком в том же духе.

Да, мне и раньше говорили немцы: Du sprichst gut deutsch (до того как немец принял за своего). Я-то сначала как лопух уши развесил. Не знал, что это обычное клише, что так из вежливости говорят, даже если ты и мычишь.

Dein Deutsch ist perfekt, du sprichst perfekt deutsch: только тогда ты действительно говоришь по-немецки прекрасно. Остальное от лукавого (кроме случаев, когда тебя немец за своего принимает. А для этого постараться надо. Ооооооооооочень сильно). 

Да, можно и не стараться, дело твоё. Предлагаемое фуфло пестрит разнообразием: «25 кадр», «Слова бегом», «Сверх запоминание», «Английский от спецслужб», «Полиглот», «Интеллект». Много чего обещают, один «25 кадр» чего стоит! Вот отзыв (давнишний, но уверяю: и сегодня толку ни на грош, разве что видеокассеты на ди-ви-ди заменили):
 
«Несколько лет назад я пытался использовать “25 кадр”. И компакт-диск такой достал, и видеокассету. Полмесяца, каждый день, честно таращился в экран телевизора и на компьютере крутил. Толку никакого. Прыгают фразы сикось-накось… Я под такими углами и нормально-то прочесть не могу! В конце концов, я пришел к логичному выводу, что лучше и надёжнее выучить несколько десятков диалогов и монологов, а потом самому с собой (если нет собеседников), так сказать, «в душе», разговаривать, используя накопленный материал. Вообще, я заметил, что если выучил диалоги с аудио или видео, то при просмотре кинофильмов, например, узнавание практически мгновенное».

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Тем не менее, среди курсов форсированного изучения языка методика 25 кадра занимает первое место и представлена разными названиями: «25 кадр», «Слова бегом», «Сверх запоминание», «Английский от спецслужб», «Полиглот», «Интеллект» и др. Привлекает в этом методе то, что якобы на уровне подсознания язык изучается.

Да, привлекательно, многие с удовольствием трескают эту чушь, хотя автор метода Джеймс Викери (James Vicary) признал, что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. А если пипл хавает, то обязательно найдутся ловкачи, которые на этом захотят навариться. И при этом никто не задумывается: что это за способности такие языковые? Не, ну не наглость? Появляются ниоткуда, прячутся где-то, потом также по-тихому сваливают. Вот зараза-то, а?

В своё время, в так называемые лихие 90-е, пожалуй, только утюг не вещал про супер-метод Илоны Давыдовой для изучения английского языка. Много кто купился на эту разводку. И где эти счастливцы, говорящие на английском? Причём офигенно говорящие, не корпевшие над книгами, словарями, фильмами? УЗБАГОЙДЕЗЬ! Нет их. Если бы такой метод появился, то уверяю, никому бы не пришлось в школе маяться с иностранным языком. Учителя и переводчики остались бы без работы. Но как видите, специальности эти не вымерли. И учителя, и переводчики по-прежнему требуются!
 

Итак, выводы:

  1. Язык выучить можно, и даже забить акцент. Нет ничего невозможного, была бы мотивация (для меня говорить по-немецки с русским акцентом просто позор, несмываемый позор).
  2. Чтобы достичь успеха, нужны очень сильное желание, хорошие учителя и беспощадность по отношению к себе. Особенно про беспощадность к себе не забывай. 
 

А о деталях хорошо говорит Като Ломб: 

«Свой опыт от странствий по просторам иностранных языков я обобщила в десяти заповедях или рекомендациях тем, кто по-настоящему, а, не кокетничая, не заигрывая, хочет овладеть иностранным языком.
  1. Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Особенно хорошо заниматься по утрам.
  2. Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не форсируй, но и не бросай учёбу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д.
  3. Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста.
  4. Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимальном количестве случаев. 
  5. Старайся мысленно переводить всё, что только возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.
  6. Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.
  7. Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, ед. ч. Например: «I am only pulling your leg» (Я тебя только дразню). Или: «Il m’a posé un lapin» (Он не пришел на назначенную встречу).
  8. Иностранный язык – это крепость, которую нужно штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями – носителями языка.
  9. Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
  10. Будь твёрдо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам. А если ты уже разуверился в существовании таковых – и правильно! – то думай, что ты просто умный человек, чтобы овладеть такой малостью, как иностранный язык. А если материал всё-таки сопротивляется и настроение падает, то ругай учебники – и правильно, потому что совершенных учебников нет! – словари – и это верно, потому что исчерпывающих словарей не существует, — на худой конец, сам язык, потому что все языки трудны, а труднее всех – твой родной. И дело пойдёт
(Като Ломб. Как я изучаю языки).

И ещё раз напоследок:

Читай Като Ломб и не слушай жуликов, обещающих быстро научить языку. Не давай им свои деньги! Меня слушай!

Помни: скоро только кошки родятся! При интенсивных занятиях база ставится за 3-6 месяцев. А потом заниматься языком надо каждый день, хотя бы час. И так всю жизнь. Кто не идёт вперёд, тот идёт назад. В конце концов, ты же не Буратино на поле чудес в стране дураков, или я чего-то не догоняю?
 
Олег Шелепов, для Deutsch-online







День бесплатных пробных
онлайн - уроков

Запишитесь на
бесплатный пробный урок
в Deutsch Online!

16 мая
Для начинающих с нуля
и уровней А1, А2, В1.

Дарим 1.000₽ на покупку курса
всем участникам прямого эфира!
Записаться