20.02.2015 22878

Test DaF: подробный разбор части «Mündlicher Ausdruck»




Привет, Deutsch Online!

 

Меня зовут Денис. И я на прошлой неделе сдал Test DaF. Готовился я к нему очень основательно: занимался с репетитором, проштудировал несколько книжек по подготовке к этому тесту от корки до корки, а также прорешал немалое количество «модельтестов».

И пока все не улеглось в чертогах моего разума (Привет, Шерлок!) и не забылось — спешу поделиться с вами своими (надеюсь ценными) знаниями.

Итак, начнем мы с части «Говорение (Mündlicher Ausdruck)». Данная часть теста состоит из 7 заданий,  на выполнение которых у вас будет 35-40 минут.

Каждое задание состоит из следующих частей:

  1. Вас знакомят с некой фиктивной ситуацией (например, ваш друг спрашивает вашего совета по какому-либо вопросу или вам нужно выступить на семинаре).
  2. Вы получаете задание (расскажите о плюсах и минусах, дайте совет, опишите график, сделайте прогноз и так далее).
  3. У вас есть время на подготовку — «Vorbereitungszeit» (от 30 секунд до 3 минут в зависимости от задания).
  4. После окончания времени на подготовку вы слышите вашего «собеседника» (профессора, друга или кого-то еще в зависимости от ситуации).
  5. Самое важное: пришло время вам говорить! Это так называемое "Sprechzeit" (от 30 секунд до 2 минут в зависимости от задания).

Не очень понятно? Ничего страшного — сейчас мы с вами все разберем на конкретных примерах.
 

Задание 1. Собираем информацию

Vorbereitungszeit: 30 секунд.
Sprechzeit: 30 секунд.
 

Мы звоним куда-либо и что-либо разузнаем. Например, нам нужно открыть счет и мы звоним в банк. Или хотим записаться на курсы английского языка. Или ищем работу барменом на каникулы. 

Это очень легкое задание! Тут нужно всего лишь выучить несколько стандартных фраз и дополнять их контекстом в зависимости от конкретного задания:

Guten Tag! Mein Name ist ... — Добрый день! Меня зовут ...
Ich rufe wegen (+ Genitiv) ... an — Я звоню по поводу ...
Ich möchte gerne wissen, ... — Я бы хотел узнать, ...
Mich würde noch interessieren, ... — Также мне было бы интересно, ...
Außerdem hätte ich gerne Information über ... — Кроме того, я хотел бы получить информацию о ...
Ich danke Ihnen für die Information im Voraus! — Заранее спасибо за информацию!

Представляемся, озвучиваем причину нашего звонка, задаем 2-3 вопроса и благодарим за информацию. Все! Больше сказать за 30 секунд физически не успеть. Идем дальше.
 

Задание 2. Рассказ о своей родной стране

Vorbereitungszeit: 1 минута.
Sprechzeit: 1 минута.
 
Неформально рассказываем другу или подруге о том, как у нас в стране празднуют Новый год или Дни рождения. Еще могут спросить о роли семьи или о том, какие специалисты сейчас востребованы. В-общем, практически о чем угодно.

Учим вступительные фразы:

(Name), du hast mich gefragt, ... — (Имя), ты меня спросил(-а), ...
Diese Frage ist nicht einfach zu beantworten. — На этот вопрос не так-то легко ответить.
Aber ich versuche dir darüber einen Überblick zu geben. — Но я попробую тебе дать общее представление.
In meinem Heimatland ist es folgendermassen: ... — В моей родной стране это выглядит следующим образом: ...

Это вступление стандартное, просто выучите его. На его произношение уходит примерно 20-25 секунд. Соответственно, на сам рассказ у нас есть 30-40 секунд. Постройте 3-4 содержательных предложения, не сильно заморачиваясь на смысл — ведь оценивать будут понятность, связность и грамотность того, что вы сказали — никто не полезет в Википедию проверять те факты, о которых вы расскажете.

 

Задание 3. Описываем график

Vorbereitungszeit: 1 минута.
Sprechzeit: 1 минута 30 секунд.
 

В данном задании мы обычно находимся на семинаре (или каком-то другом мероприятии). Профессор просит нас описать представленный график и резюмировать информацию, полученную из него.

Как и предыдущих случаях, действуем по заранее выученной схеме. Сначала даем общую информацию по графику:

Zum Thema «...» liegt jetzt eine Grafik vor. — Перед нами график по теме «...».
Alle Angaben stammen aus dem Jahr 2006. — Все данные приведены на 2006 год.
Alle Angaben beziehen sich auf dem Zeitraum von 2005 bis 2010. — Данные в графике относятся к периоду с 2005 по 2010 годы.
Als Quelle wird ... genannt. — Источник данных: ... 
Die Grafik ist in Form eines (Balkendiagramms / Kuchendiagramms / ...) dargestellt. — График изображен в форме (гистограммы / круговой диаграммы / ...)

Далее озвучиваем главную тенденцию:

Was sofort ins Auge fällt, ist die Tatsache, dass ... — Сразу бросается в глаза, что ...

Ну и дальше иллюстрируем нашу гипотезу конкретными данными из графика. Слова, которые нам для этого понадобятся:

betragen (betrug — betragen) — составлять, равняться
zunehmen (nahm zu — zugenommen) — увеличиваться
abnehmen (nahm ab — abgenommen) — уменьшаться

На Deutsch Online уже есть подробный материал по описанию графиков, повторяться не хочется.

По этому заданию самая частая ошибка — люди просто озвучивают, что видят на графике. А нам нужно понять «посыл» графика, тенденцию, которую он описывает.
 

Задание 4. Высказываем свое мнение по сложной теме

Vorbereitungszeit: 3 минуты.
Sprechzeit: 2 минуты.
 

Вот мы и подошли к кульминации. Это задание самое сложное. Обычно моделируется ситуация, при которой мы находимся на обсуждении спорного вопроса (например, о том, стоит ли ограничивать въезд личного транспорта в центр города). 

Нам нужно высказаться по данной теме: о том, какие мы видим преимущества и недостатки у выдвинутого предложения, а также озвучить и обосновать свое мнение по данному вопросу.

Как только получите задание, попытайтесь быстро сообразить и записать 3 «плюса» и 3 «минуса» выдвинутого предложения. Далее хотя бы очень примерно продумайте план ответа. Например, мы можем начать с плюсов, потом назвать все минусы, а в завершение дать финальный «плюс» и сформулировать ваше мнение.

Либо устроить «многослойный пирог», назвал плюс, потом минус, потом снова плюс и снова минус, а в конце опять же ваше личное мнение.

Фразы для этого задания:

Einerseits ... — С одной стороны ...
Andererseits ... — С другой стороны ...
Für X spricht, dass ... — Аргументом в пользу Х является то, что ...
Auf der anderen Seite muss man bedenken, dass ... — С другой стороны нужно думать о том, что ...
Man darf aber nicht vergessen, dass ... — Нельзя забывать, что ...
Ich bin davon überzeugt, dass ... — Я убежден, что ...
Ich persönlich stehe auf dem Standpunkt, dass ... — Я лично придерживаюсь позиции, что ...

Да, звучит довольно заумно. Но это именно то, чего от вас ждут в этом задании. Не забывайте о том, что у вас 2 минуты на рассказ — это очень много. Не торопитесь, уделите время каждому аргументу за и против. Четко выскажите свое мнение, не забудьте привести аргументы в его пользу.
 

Задание 5. Рассматриваем альтернативы

Vorbereitungszeit: 2 минуты.
Sprechzeit: 1 минута 30 секунд.
 

Это задание похоже на предыдущее задание. За одним исключением: здесь мы даем совет нашему другу или подруге неформальным языком. 

Например, наш друг расстался с девушкой, но они продолжают жить вместе, потому что квартира отлично расположена и стоит совсем недорого. И он спрашивает нашего совета — это ОК? Или лучше ему съехать?

Опять же за время подготовки быстро-быстро соображаем наши «за» и «против» ("квартира такая классная, оставайся там жить. А может вы через недельку обратно сойдетесь?" Или "вы же постоянно будете ссориться теперь! Как можно дальше жить вместе со своей бывшей девушкой?")

Не забываем использовать Konjunktiv II. Он как раз придуман для таких случаев:

Ich an deiner Stelle würde ... — Я бы на твоем месте ...
Also, wenn du mich fragst, würde ich ... — Если ты меня спросишь, то я бы ...
Einerseits ... — С одной стороны ...
Andererseits ... — С другой стороны ...
 

Задание 6. Доклад по графику

Vorbereitungszeit: 3 минуты.
Sprechzeit: 2 минуты.
 

Где-то мы уже описывали график... Да-да, это было в задании номер три. В чем же отличие? А в том, что тут нам нужно не столько описать сам график, сколько построить гипотезы, вытекающие из графика, и дать обоснованные прогнозы развития.

Начинаем мы с описания графика (тема, источник данных, главная тенденция) — это мы уже разбирали.

Дальше переходим к причинам данного развития событий и анализу того, к каким последствиям данное развитие может привести.


Ich vermute, dass ... — Я предполагаю, что ...
Ich könnte mir vorstellen, dass ... — Я мог бы себе представить, что ...
Für diese Entwicklung gibt es mehrere Gründe. — Для такого развития есть много причин.
Ein weiterer Grund könnte sein, dass ... — Еще одной причиной могло бы быть то, что ...
 

Задание 7. Даем совет

Vorbereitungszeit: 1 минута 30 секунд.
Sprechzeit: 1 минута 30 секунд.
 

Задание очень похоже на задание номер 5, только тут перед нами не две альтернативы, а одна проблема. Используем тот же подход и рассказываем в Konjunktiv II, что бы мы сделали на месте друга или подруги.



На этом вроде все по «Mündlicher Ausdruck»!
Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.
И если вам будет интересно, напишу такие же статьи по другим частям Test DaF.

Удачи всем в изучении немецкого языка!

Денис П, для Deutsch Online







Другие статьи категории «Test DaF / DSH»: