24.01.2015 28459

Кому нельзя учить немецкий язык! И как с этим жить…


Немецкий язык — язык непростой. С этим не поспоришь. В обществе существует множество стереотипов относительно самого языка, а также относительно тех, кто его учит.

Многие школьники, студенты, да и просто изучающие для себя сталкивались с непониманием: «Зачем ты на это тратишь свое время?», «Зачем оно тебе?», «Да у тебя не получится!» — самые распространенные демотиваторы.

А ведь и правда — зачем? Зачем зубрить сотни форм глаголов, морочиться с придаточными предложениями и склонять прилагательные в диких моральных мучениях?!

Если вы знаете ответ на эти вопросы, то данная статья явно не для вас! А вот если сомневаетесь…

Сегодня мы будем разбираться в том, кому действительно не стоит учить немецкий язык и что с этим делать.
 

Тип проблемы: Задолбали эти родители!

И это самая распространенная проблема. Человеку просто не надо учить язык. Не интересно, не сдалось и так далее. Он делает это из-под палки, с неохотой, под давлением общественного мнения.

Решение для родителей: Прислушайтесь к своему ребенку! Он действительно обладает склонностью к языкам? Он хорошо учится? Может быть, ему и правда нужен немецкий (для переезда в Германию, например)? Если правда НАДО, то вам, дорогие мамы и папы, надо не заставлять, а заинтересовывать, благо, сейчас для этого есть масса возможностей. Немецкий язык (да и вообще язык) – это не футбол, не кружок моделирования и не музыкальная школа. Одним словом, это не тот предмет, в котором нужно овладеть навыком, а предмет, который НАДО УЧИТЬ. День ото дня, шаг за шагом. Только так он будет двигаться. А чтобы учить, надо выполнять ясные и последовательные действия. Без интереса это невозможно.

Да и сами вы вспомните, как учили неинтересные предметы в школе? На каком уровне вы ими владеете сегодня, и почему так получилось?

Если интереса к языку нет, да и не дается он вообще, может, стоит обратить внимание на те предметы, которые идут хорошо и развивать их? Лучше потратить в два раза больше времени на математику для «технаря», чем на «задолбавший» его немецкий. Уважаемые родители, поверьте, если взрослому человеку в жизни понадобится что-то, что он не выучил, он найдет и силы и время… потом… сам!

Решение для детей: Ну да, скучно, нужно, да еще и заставляют. Ужас, а не жизнь! Рассмотрите этот вопрос с другой стороны: кто вы сегодня, где вы живете, вы всем довольны? Немецкий – это хорошие карьерные возможности, возможность учиться в Германии (это не дорого), возможность переехать и т.д. Если вы не займетесь этим сегодня, потом уже может не быть времени. Подумайте хорошенько, может, найдется мотивация!
 

Тип проблемы: Задолбала эта грамматика!

Это же просто невозможно учить кучу правил и исключений к ним! Все правила с заморочками, а глаголы и их место в предложении –это просто мрак. Я часто слышу подобные стоны от изучающих немецкий. Грамматика и правда сильно демотивирует, делает изучение языка однообразным и скучным, отбивает стремление учить дальше. Бывает, люди застревают в каком-то определенном месте и вместо того, чтобы разобраться (Uebung macht den Meister)? Вообще бросают «это гиблое дело».

Решение: Во-первых, и это очень важно, задайте себе вопрос, понимаете ли вы грамматику русского языка, его устройство. Если да, то проводите параллели с русским, всегда. Звучит странно, но немецкий и русский языки идиоматически похожи, а значит, в них можно найти много общего.

У нас 6 падежей, а у немцев-то всего 4! А значит, наш язык, куда более сложный, но мы его все-таки выучили!

Если у вас все-таки есть проблемы с пониманием того, чем причастие отличается от деепричастия, а они вместе – от глагола, попробуйте, сталкиваясь с проблемой в немецкой грамматике изучить этот вопрос в русской… параллельно.
 

Тип проблемы: Задолбали эти рычащие слова!

Иными словами, вам не нравится говорить. Ну просто язык сломаешь! Никакой мелодики.
 


Решение: Вам не повезло с преподавателем, не более того. Смею вас заверить, мелодика у языка потрясающая: ровная, логичная, интонационная. Одним словом, ничего сложного для русского человека. А правила чтения, которые занимают от силы одну страницу – это вообще удовольствие. Можно научиться читать уже на первом занятии.  Попробуйте больше слушать немецкую речь (телевидение, радио, музыку), возможно, что-то заденет струны вашей души и процесс сдвинется.
 

Тип проблемы: Задолбала зубрежка!

Все время приходится что-то учить. Я прямо не могу запомнить все эти исключения! Топчусь и топчусь на одном месте.

Решение: Если дело касается словарного запаса – отпустите ситуацию. Слова практически невозможно выучить без контекста, а контекст должен быть чем-то интересен (да, сдать экзамен хорошо – это тоже интерес). Зазубривая тут, оно вылетает из головы там. Есть определенные методики по работе с памятью, о них много информации на нашем сайте и вообще в интернете. Попробуйте систему карточек (только не списков), моделирование ситуаций, и жизнь наладится!

Если дело касается грамматики (см. проблему выше) – надо разбираться более детально. Дело в том, что в немецком языке всё очень логично, но есть одно НО (Es gibt immer ein ABER): как только вы пропустили что-то важное, то, не наверстав этот даже самый малюсенький пробельчик, вы будете дальше учить… вне логики языка, просто учить.

Секрет в том, что есть азы: основные глаголы, правила их спряжения и всё то, с чего принято начинать. Да, там есть, что позубрить! Но только там, в самом начале пути. Если вы выучили спряжение глаголов в настоящем времени, дальше вся история с остальными глаголами, например, начинает развиваться ЛОГИЧЕСКИ. 

Одним словом, если достала зубрежка, ищите слабое место, которое вы не доучили когда-то, разбирайтесь в нем и проводите параллели до того места, где вы сейчас.
 

Тип проблемы: У меня нет склонности к языкам

Самая слабая отговорка.

Решение: По-русски же вы нормально говорите, значит, способности есть! Да, соглашусь, склонность к языкам бывает, и это сравни таланту. Но люди ей обладающие отличаются от остальных только лишь тем, что тратят на изучение языка меньше времени, больше ничем. Им под силу поднять уровень за полгода, например. Но вы же никуда не спешите! А если спешите, поверьте статистике, когда очень надо – язык учится быстро, и склонность откуда-то появляется.
 

Тип проблемы: Немецкий дается  только технарям / гуманитариям / людям с музыкальным слухом

Одним словом, всем, но не мне.

Решение: Я видела студентов-технарей, жалующихся на то, что у гуманитариев, дескать, склонность к лингвистике, а также студентов-гуманитариев, которые винили технарей в понимании логики языка, ну и вершина всего: люди, не имеющие музыкального слуха (который, кстати, тоже развивается), для которых отсутствием слуха – это отговорка на все случаи жизни.

Немецкий язык к тоническим не относится, в нем четкие правила произношения, и чтобы научиться читать и говорить, вовсе не обязательно обладать способностями Моцарта. Всем, кто испытывает проблемы с пониманием языка, можно посоветовать (помимо стандартного «побольше слушать») почитать пару статей про словообразование. Так вы сможете понять, какие наиболее распространенные суффиксы, окончания, что они формируют. В общем, почерпнуть много важной информации, затратив минимум усилий. Вместе с умением правильно читать, это сильно облегчит вам жизнь.
 

Проблема: Мне это не надо

Это единственный тип проблемы, которая не имеет решения.
 
Людям, которым не нужен немецкий, действительно, не стоит его учить! Казалось бы (Кэп Очевидность), всё так просто! На самом деле, 90% людей, которым не дается немецкий, — это те, кому он и правда не нужен. Они не могут выделить время, подобрать мотивацию, заставить себя даже сесть позаниматься.

Решение: Если вы оказались в этой группе, отложите изучение языка. Может быть, ваша жизнь сложится так, что вдруг необходимость появится, тогда и сценарий развития событий будет совсем другой: и мотивация найдется, и время появится. А сейчас потратьте время на интересные занятия, ведь жизнь дается один раз!
 
Учите язык с удовольствием,
Анна Райхе, Deutsch Online
 
 





Другие статьи категории «Изучение немецкого языка»: