08.02.2020 4648

Немецкая школа изнутри




 

Немецкая школа изнутри: как выглядит день школьника в лучшей школе Германии? Зачем нужно так много разных типов школ? Почему не все могут поступать в университет? Об этом и других нюансах школьного образования в Германии расскажем в нашей статье.


В Германии ученики не радуются пятёркам, потому что это плохой результат, высший балл в немецкой системе — это единица. В большинстве школ нет школьной формы, в начальных классах ставят сравнительно мало оценок, нет «первого» и «последнего» звонка. Зато есть много проектной работы, больше самостоятельности ученика и разные типы школ — готовящие к среднему профессиональному образованию или к поступлению в вуз.


Начальная школа (Primarstufe)


Почти во всей Германии начальная школа, как и в России, длится с первого по четвёртый класс. Однако в некоторых федеральных землях, например, в Брандебурге, 5 и 6 класс тоже могут относиться к начальной ступени (Grundschule). Как и везде, в начальной школе дети осваивают чтение, счёт, занимаются спортом, музыкой и творчеством. Часто ребята делают групповые задания и проекты, а учитель выступает в роли консультанта и старшего помощника.

Так устроена и начальная школа имени братьев Гримм в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, которая получила звание лучшей школы Германии в 2019 году. Здесь уделяют большое внимание активным играм и спорту (как разрядке от напряжённой учебной деятельности), а самое главное — здесь дают большую свободу для занятий по выбору. На уроках «свободной самостоятельной работы» ученики сами решают, чем именно им заняться: от математики и логики до ритмики, от природоведения до компьютерных технологий. В «научной лаборатории» для учеников подготовлены тематические контейнеры с учебными материалами для мини-исследований об окружающем мире.

 

Учебный план каждого ученика корректируется под темп обучения, но школьная нагрузка позволяет заниматься дополнительно в кружках и секциях. Урок длится 45 минут, есть короткие перемены и одна длинная, на которой детей стараются вовлечь в подвижные игры на улице или совместные активности.

В отличие от России, в начальных классах ученики получают меньше оценок: как правило, только за тесты или самостоятельную работу и ещё некоторые задания. Дважды в год выдаётся документ с итоговыми отметками по всем предметам (Zeugnisse), где 1 — это самый высокий балл, а 6 — это «неудовлетворительно».

Оценки, как правило, ставятся со второго класса, но в некоторых школах отметки могут появиться намного позже.



«До пятого класса нам вообще не ставили оценки, каждый ученик получал личное письмо от учителя»



— рассказывает Кевин, студент, который в прошлом учился в начальной школе по системе Монтессори. Метод обучения, разработанный итальянским педагогом Марией Монтессори, подразумевает под собой развитие самостоятельности ребёнка в рамках специально организованной среды. Например, вместо ежедневных домашних заданий ученики получают Wochenplan (недельный план), то есть, список заданий на неделю, который каждый может выполнять тогда, когда удобно. Подразумевается, что многие знания ребёнок усваивает в процессе самообучения.

Сегодня в Германии работает около четырёхсот таких школ. Кроме того, есть школы, обучающие по Вальдорфской системе, тоже сравнительно неформальной – их около двухсот пятидесяти.



«Оценки у нас появились только в девятом классе, до этого мы получали, например, результаты теста с количеством правильных ответов. Я не считаю эту систему плохой, но всё-таки думаю, что иногда оценки могли бы быть хорошим стимулом стараться лучше»



— отмечает Марвин, который все 13 классов окончил в Вальдорфской школе.

✑ Интересно:
Начинается учебный день в Германии обычно около 8 утра. Однако, начало и конец учебного года, расписание каникул, которые могут смещаться на несколько недель – всё это зависит от конкретной школы. Даже в пределах одной федеральной земли может быть всё по-разному, в том числе образовательные программы и учебники.

Средняя и старшая школа (Sekundarstufe I und II)


После окончания начальных классов пути одноклассников нередко расходятся: продолжать обучение им предстоит в школах разного типа. Как правило, учителя дают рекомендацию, где ребёнку стоит учиться дальше. Это зависит от успеваемости, интересов и способностей. Школы различаются по сроку обучения и кругу изучаемых дисциплин, а самое главное — по возможностям, которые открываются после окончания обучения.

Что если родители не согласны с рекомендацией после начальных классов?


Это непростой вопрос, потому что многим хотелось бы попасть в такую школу, после окончания которой можно продолжить образование в высшем учебном заведении, в то время как государственная система стремится развивать среднее профессиональное образование. Для того, чтобы обучать кадры по востребованным в стране специальностям, в Германии и существует так много форматов учебных заведений второй ступени. Попробуем разобраться с ними.

После окончания Hauptschule (основная школа, до 9 класса) или Realschule (реальная школа, до 10 класса), можно получить среднее профессиональное образование (Ausbildungsberuf).

Существует несколько сценариев: например, Berufsvorbereitungsjahr (год профессиональной подготовки), а затем Duale Ausbuldung (дуальное обучение), затем Fachschule (профессиональная школа).

 

 


Дуальное обучение — это формат, когда ученик получает теоретические знания о профессии в учебном заведении, а практиктические навыки — во время работы в компании, с которой заключён контракт. А всю необходимую информацию про различные виды Ausbildung'a читайте в нашей статье!
Так учится 17-летняя Мария из маленького города в федеральной земле Гессен. Три раза в неделю она работает в отделе бухгалтерии небольшой фирмы, ещё три дня ходит на занятия. Такое обучение помогает понять, действительно ли подходит та или иная профессия, а ещё даёт довольно высокий шанс на последующее трудоустройство.

Тем, кто закончил только Haupschule или Realschule нельзя сразу поступать в университет. Но есть возможность доучиться ещё несколько лет на уровне gymnasiale Oberstufe (гимназическая высшая ступень, 11-13 классы) или окончить Fachoberschule (высшая профессиональная школа) и уже тогда продолжить обучение в вузе.

Выпускники такого типа школ как Gymnasium по окончании сдают экзамены, и получают аттестат (он называется Abitur), который даёт право поступать в университет. А про "самые-самые" университеты можно прочитать здесь! Учёба в таких школах длится дольше, до 12 или 13 класса, после окончания 10 учебного года школьники выбирают предметы для специализации (Leistungskurse). В качестве основных предметов, тех самых Leistungskurse, результаты по которым будут определять поступление в вуз, могут быть довольно непривычные по российским меркам дисциплины — музыка или театр. Эти дисциплины изучаются по углублённой программе. Остальные предметы преподаются на базовом уровне (Grundkurse). Чтобы получить аттестат, учащимся необходимо набрать 300 баллов, которые складываются из баллов за семестр и результатов экзаменов по общим и углублённым предметам. На высшей гимназической ступени (gymnasiale Oberstufe) часто нет класса как коллектива, так как ученики изучают выбранные курсы и на разных предметах, учатся с разными ребятами, а атмосфера учёбы всё больше похожа на университет.

✑ Интересно:
Каникулы в Германии более короткие, но частые. Летом немецкие школьники отдыхают всего лишь шесть недель.

 

Gesamtschule


Ещё один формат немецкой школы – это Gesamtschule (общая школа). Это школа, которая включает в себя несколько ступеней обучения. В Gesamtschule можно учиться с 5 до 9, 10 и получать среднее специальное образование или окончить 13 классов и получить аттестат Abitur, если там есть gymnasiale Oberstufe (высшая гимназическая ступень).

Большинство российских школ, по сути, являются более широкой версией Gesamtschule, так как включают в себя начальную, среднюю и старшую ступени, в то время как в Германии такой тип школ только развивается. Согласно данным Destatis, количество заведений типа Hauptschule (основная школа) и Realschule (реальная школа) сокращаются, а вот число школ объединённого формата Gesamtschule (общая школа) растёт.

Таким образом, Германия старается привлечь больше кадров на востребованные должности, предлагая широкий выбор вариантов среднего специального образования. Однако данные министерства статистики говорят о том, что всё больше и больше выпускников заканчивают школу с Abitur, то есть, сдав экзамены с правом поступать в вуз: если в 2008 году только 24% получали Abitur, то в 2017 уже почти 32%.

✑ Интересно:
Больше всего школьников — почти два миллиона —в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, их обучают 172 тысячи учителей.

На первый взгляд, у российских и немецких школ, много общего: длительность уроков, круг основных предметов. Однако в Германии ученик получает больше самостоятельности, что требует от него больше ответственности. Немецкие школьники не носят школьную форму, учителя стараются уговаривать, а не принуждать, поощряется проектная работа и выполнение заданий в группах. Но уже в 11-12 лет немецкая образовательная система пытается определить вектор будущего каждого ученика, ведь дальше школьное образование разделяется на разные форматы. Насколько хороша и эффективна такая система образования трудно сказать однозначно. С одной стороны, перспективы профессий среднего звена не так уж и плохи, к тому же, на них всегда есть спрос на рынке. С другой стороны, система распределения подвергается критике из-за того, что она даёт неравный доступ к высшему образованию. Поэтому развиваются школы типа Gesamtschule (общие школы), где есть разные ступени обучения и есть возможность претендовать на аттестат Abitur при хорошей успеваемости.

Информацию собирала
Валерия Лазарева, команда Deutsch Online